Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1589
Пользователей: 2863

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Аналитика

Предприятия Архангельской области терпят убытки: доставить товар по железной дороге теперь большая проблема

Вагонов либо нет, либо их не дают. Расценки операторов растут, а груз в пределах одного субъекта может идти неделю. Руководство РЖД разводит руками: подвижной состав передан частным компаниям.

 

 Структурная реформа РЖД, следствием которой и стала проблема дефицита грузового парка, предполагала качественное улучшение предоставляемых услуг за счет усиления конкуренции. А по сути привела к коллапсу. Монополист постепенно выводил из своих активов грузовые вагоны, создавая дочерние и зависимые компании. Часть вагонов по-прежнему сдавалась в аренду. Однако в 2011 году весь парк подвижного грузового состава был передан компаниям-операторам. Их сейчас около двух тысяч.

 

Как следствие – изменилась ценовая политика, обострилась проблема оплаты порожнего пробега, влияющего на себестоимость перевозок. Если ранее в единой системе грузопотока убытки от дешевых грузов компенсировались доходными, то после «расчленения» рынка компании стали отказывать «проблемным» грузоотправителям.

 

Многие частные операторы оказались не в состоянии обслужить всех клиентов РЖД. С крупными предприятиями контракты на аренду вагонов были перезаключены, а мелкие компании, «разбросанные» по карте страны, и которым требовалось несколько десятков вагонов в месяц, остались ни с чем. И поезд, как говорится, ушел…

 

Вагончик тронулся

 

Заключив с 1 января договоры на перевозку с РЖД и надеясь до конца 2011 года работать с монополистом, предприятия не успели оперативно отреагировать на изменившуюся ситуацию: купить новые вагоны, арендовать, создать собственную операторскую компанию. В результате большая часть грузового парка была выведена из области и направлена в другие регионы.

 

Операторы часто отказываются предоставлять вагоны промышленникам, причем в худшем положении оказались  отправители малодоходных грузов. Кроме того, многочисленные компании, в чьей собственности находятся вагоны, увеличили нагрузку на железнодорожную инфраструктуру. Быстро реагировать не получается  - в результате цистерны забивают сеть, простаивая больше сроков, установленных нормативами.

На первый взгляд, статистика не свидетельствует о кризисе. Объем погрузки на Северной железной дороге растет: за шесть месяцев 2011 года по сравнению с первым полугодием прошлого года он увеличился на 3,1%. Архангельское отделение и вовсе в лидерах – рост на 7,4%.  При этом показатели улучшились в основном по цементу и строительным материалам. Буксуют перевозки лесоматериалов, бумаги, металлолома.

 

Владельцы подвижного состава охотнее берутся перевозить высокодоходные черные и цветные металлы, чем древесину или продукцию компаний горнодобывающей промышленности.

 

Вагон и маленькая тележка

 

На острую нехватку подвижного состава посетовал директор ООО «Кеналес» Андрей ЕГОРОВ. Тупики перегружены древесиной, вывозить которую своевременно не удается. Компания-перевозчик подает вагоны бессистемно, неритмично, исходя из своих возможностей. В результате иногда приходит 7 вагонов, а иногда – 25… Аналогичная ситуация в «Светлозерсклесе», в Карпогорах…

Есть вариант арендовать вагоны, но они в большом дефиците. Например, желание взять в аренду подвижной состав есть у ОАО «Архбум», дочернего предприятия Архангельского ЦБК. Для перевозки леса компании необходимо около 100 вагонов.

 

Казалось бы, если есть проблема арендовать – можно купить новые платформы. Однако для многих компаний они станут «золотыми». Сейчас цены на новые ж/д вагоны колеблются от 2,5 до 2,9 млн рублей за единицу.  «Мы изучали этот вопрос. Как оказалось, мысль о приобретении новых вагонов пришла не только нам: заводы-производители, а в России их всего два, принимают заказы только на осень», - сообщил пресс-секретарь холдинга «Соломбалалес» Александр ПЕРЕПЁЛКИН. По данным департамента снабжения и транспорта, холдингу необходимо дополнительно около 100 единиц подвижного состава. Вагонов катастрофически не хватает.

 

Постой, паровоз!

 

Бывшие клиенты РЖД в панике: обращения к компании-монополисту к должному эффекту не приводят. Лесозаготовители и переработчики древесины в Кировской области пошли на отчаянный шаг – провели акцию, чтобы привлечь внимание к проблеме. Они демонстративно доставили свою продукцию… конными подводами.

В Москву обращения из регионов поступают одно за другим. Главы регионов жалуются и просят решить проблему. Архангельская область – не исключение.

 

Губернатор Илья МИХАЛЬЧУК от имени восьми крупных перевозчиков области направил письмо председателю Правительства РФ Владимиру ПУТИНУ. Ситуация особенно негативно отразилась на лесозаготовителях региона. 

 

Транспортные компании заявляют о невыгодности перевозок лесных грузов от небольших грузоотправителей, удаленности станций погрузки от основных транспортных путей, ссылаются на излишние порожние пробеги. В причинах дефицита подвижного состава пытались разобраться на заседании Правительства Архангельской области еще в мае. Разговор походил на обмен мнениями, после него ничего не изменилось.

 

«Речь идет не только о дефиците вагонов, - высказал предположение генеральный директор ООО «Севзапдорстрой», депутат Архангельского областного Собрания Александр НЕЧАЕВ. – Проблема во внутренней политике РЖД, во взаимодействии отделений. Мои поставщики не могут отправить щебень из Карелии в Архангельскую область. Причем операторы готовы дать вагоны, только Октябрьская железная дорога не хочет вести груз на Северную железную дорогу».

 

Начальник Архангельского агентства фирменного транспортного обслуживания Северной железной дороги Сергей КАСЬЯНОВ не слышал о таких проблемах.  «Сегодня РЖД не владеет подвижным составом. Оператор вправе отправить вагоны в любую точку страны. Повлиять на данный процесс у нас нет возможности», -  подчеркнул он.

По его словам, привлечение вагонов компаний-операторов будет основываться исключительно на договорных отношениях с РЖД. Новая модель рынка должна создать условия для создания конкуренции между операторами и обеспечить рыночное давление на формирование стоимости услуг.

 

«Недостаток нормативно-правовой базы, регламентирующей перевозки грузов операторами, привели к нерациональному использованию подвижного состава, увеличению времени простоя вагонов. На заключительном этапе реформы для недопущения ситуаций, когда необеспеченными остаются перевозчики с низкой стоимостью грузов, необходимо консолидировать парки подвижного состава и заключать агентские договоры», - сказал Сергей Касьянов.

 

При этом представитель РЖД отметил, что многие компании региона вовремя отреагировали на новые условия работы на рынке грузоперевозок. Кто хотел – тот позаботился об аренде или покупке собственного подвижного состава. Так, ОАО «Карьер Покровское» (основной поставщик щебня для РЖД) полностью работает на приватном подвижном составе, ОАО «Северо-Онежский бокситовый рудник» осуществляет отгрузку в вагоны, 90% которых закреплены за предприятием.

 

Децентрализация рынка грузоперевозок кардинально изменила перевозочный процесс. Предложений по усовершенствованию транспортной логистики много. От того, как быстро участники выработают общие правила игры, зависят экономическая стабильность предприятий и налоговые поступления в областной бюджет.

 

Деловая газета Архангельской области "Бизнес-класс"

 

http://www.bclass.ru