Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2863

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Аналитика

Рынок лесной техники. Зарубежные участники.

В России, с её огромными лесными богатствами, вопросам разработки и выпуска лесозаготовительной техники уделялось серьёзное внимание ещё в советское время, актуальна эта тема и сейчас. Подтверждение тому - принятая правительством Стратегия развития лесного комплекса на период до 2020 года.

Но, несмотря на имеющийся прогресс в области производства новых моделей лесозаготовительной техники российскими предприятиями, в тоже время, номенклатура предлагаемых моделей остаётся ограниченной, производятся, в основном, специализированные гусеничные машины на базе тракторов. Надо признать, что качество и надёжность российской техники сегодня далеко не всегда отвечает требованиям современности.

Почему «побеждает» импорт

Вполне очевидно, что сегодня пользуется широким спросом техника зарубежных производителей. Российские машины имеют перед импортными, пожалуй, только одно явное преимущество  - более низкую цену, как самого оборудования, так и  последующего сервисного обслуживания. Хотя последний аргумент является спорным, учитывая значительную разницу в надёжности нашей и зарубежной техники.

Лесозаготовительное оборудование, ввозимое в Россию, представлено широким спектром производителей из Европы и США. Скандинавские и канадские компании предлагают специализированные и универсальные машины, на гусеничном и колёсном ходу, отличающиеся разнообразными потребительскими возможностями и значительным набором функций. Ввозимые модели рассчитаны на использование, как в хлыстовой, так и в сортиментной технологиях заготовки древесины, причём импортные машины, как правило, значительно опережают отечественные аналоги не только по эксплуатационному ресурсу, но и, что более важно, по производительности.

Правда, наметившаяся среди наших предприятий лесной промышленности, тенденция более широкого применения в машинах передовых технологий основных зарубежных производителей, включение в конструкции отдельных деталей и целых узлов, производимых ведущими мировыми брендами, безусловно, должна повысить качество наших лесозаготовительных машин. Впрочем, так же как и их цену.

Основными игроками на отечественном рынке лесных машин являются зарубежные фирмы. Это такие компании, как американские John Deer и Caterpillar, канадский производитель - Tigercat и некоторые другие. Работа конструкторских центров этих предприятий во многом определяет мировой уровень развития лесной техники.

Caterpillar.

Более трёх десятков моделей лесозаготовительной техники производит компания Caterpillar. Массы машин этой компании лежат в диапазоне от 16,3 до 36 т, а в качестве главного привода используются двигатели мощностью от 89,5 до 210 кВт. В основном Caterpillar специализируется на производстве валочно-пакетирующих машин, а также колёсных и гусеничных харвестеров на экскаваторной базе.

Но компания не менее успешно  производит несколько моделей скидеров, как на колёсном, так и гусеничном ходу. Есть в ассортименте и форвардеры, с базовым шасси 4х4, 6х6, 8х8. Также Caterpillar выпускает, пользующиеся спросом у лесозаготовителей, эффективные универсальные лесные машины. Такие универсальные машины, в зависимости от конфигурации и дополнительного навесного оборудования, используются и как погрузчик, и в качестве харвестера. Они также могут заменить процессор, и даже экскаватор.

Caterpillar поставляет на наш рынок специальные машины для расчистки территорий. Машины соединяют в себе высокую мощность, надёжную гидравлику, маневренность и устойчивость. Благодаря быстроразъёмной соединительной системе Quick-Attach машину за считанные минуты можно оснастить различными навесными агрегатами: мульчерной головкой, измельчителем пней, валочной головкой боковой резки, предусмотрена также комплектация снегоочистительным отвалом и несложный монтаж установки для пожаротушения.

John Deer

Компания John Deer начала работать с СССР ещё в 1977 году. Сегодня она поставляет широкий ассортимент техники для лесозаготовительной отрасли, состоящий из 46 моделей машин, масса которых находится в диапазоне 10,35...43,6 т, а мощность приводных двигателей производства John Deer - в границах 82...224 кВт. В машинах используются моторы PowerTech, собственная разработка John Deer. Это двигатели приёмистые, очень надёжные, со сниженным уровнем вредных выбросов в выхлопных газах, а главное - обеспечивающие экономию топлива.

Мосты, также разработка John Deer, легко выдерживают нагрузки, возникающие при движении по бездорожью. Специальные клиновые крепления мостов к раме создавались с учётом противостояния значительным боковым нагрузкам и выдерживают динамические нагрузки минимум на 20% более высокие, чем конструкции конкурентов. Кроме высоких производственных параметров, эти машины отличаются уникальной кабиной, комфортной и очень функциональной.

Ассортимент выпускаемой техники постоянно модернизируется и обновляется. Только валочно-пакетирующих  и раскряжёвочных машин на базе экскаваторов производится 16 моделей. Форвардеры покупатель может выбрать, практически, любой г/п.

Так, предлагаются малые, г/п 9...11 т, форвардеры мод. 810E/1010E, которые особенно удобны при прореживании, но с успехом используются и при конечной вырубке. Они оснащаются манипуляторами CF1 либо CF5, которые могут грузить пачки, удалённые от оси машины на 10 м. Все манипуляторы John Deer имеют угол поворота стрелы 3800.

Есть в ассортименте и средние форвардеры, г/п 12...13 т. Это мод. 1110E и 1210E. Это универсальные машины с современным удобным управлением, комплектуются мощными манипуляторами CF5 и СА7, с максимальным вылетом стрелы до 10 м и полным моментом при подъёме стрелы - 125 кНм. Использование мостов повышенной прочности Duraxle, позволяет эффективно использовать машины и при позднем прореживании, и при сплошной валке.

Самые мощные форвардеры имеют г/п 15...19 т. Их используют при работе на делянках со сложнейшим рельефом, на отдалённых участках, к которым нужно добираться своим ходом. Мод.1510E, 1710D, 1910E идеальны для большого объёма груза, легко работают на крутых склонах, до 270, за счёт системы выравнивания кабины. Оператор имеет возможность повернуть кабину, не меняя положения машины в целом, совершить наклон вперёд до 170 и назад до 100.Машины имеют механико-гидростатическую трансмиссию, 2-диапазонную КП, усиленные мосты с тандемными тележками, комплектуются мощными стрелами мод.CF7 или CF8.

Колёсные харвестеры мод.1170E и 1270E отличаются производительностью и надёжностью, причём подходят для выполнения  всего спектра лесозаготовительных работ. Они эффективны при прореживании, успешно применяются и при сплошных вырубках. Машины комплектуются харвестерными головками H754, H412, H414, разработанными John Deer.

Tigercat

Более 30 моделей лесных машин выпускает компания Tigercat. Техника этого канадского производителя, как никакая другая, подходит для российских лесозаготовок. Условия рубки в Канаде близки к российским: там также предпочитают сплошную рубку, причём основной объём заготавливается и вывозится в зимний период, когда стоят морозы до минус 450С, а снежный покров достигает 1,5 м и выше. Летом, когда жара в Канаде в отдельные моменты доходит до 450С в тени, техника Tigercat работает, не подводя. Крутые уклоны на лесозаготовительных делянках, нередко болотистая или скалистая местность, также делают похожими канадские и российские заготовительные «реалии».

В Канаде, как и в России, основной упор делается на хлыстовую технологию заготовки, поэтому большая часть машин Tigercat предназначена для работы именно по этой технологии. Но, наряду с этим, компания производит более десятка моделей, предназначенных для использования в сортиментной технологии заготовки.

Особую популярность у производственников получили валочно-пакетирующие машины Tigercat. Главной машиной канадского лесозаготовительного комплекса является такая многофункциональная машина, которая способна срезать, удерживать и укладывать нужным образом пакеты хлыстов. Захватывать и укладывать сразу несколько деревьев, т.е. пачку, поэтому и производительность канадского метода заготовки в 4...5 раз выше скандинавского, где харвестер обрабатывает каждое дерево индивидуально.Tigercat предлагает валочно-пакетирующие машины 822с,845с, 860с на гусеничном ходу. Несколько моделей (870с, L822с) предлагаются  с изменяющимся углом расположения кабины.

Лесосырьевая база стран, владеющих основными лесными запасами, а это страны Северной и Южной Америки, Россия, расположены преимущественно на территориях с каменистым либо заболоченным грунтом, на пересечённой местности с большими уклонами. Поэтому и Tigercat, как и другие ведущие производители, использует в основном, гусеничные шасси. Для тяжёлых условий эксплуатации компанией разработаны мощные скидеры, второе звено в канадской технологии. Эти машины осуществляют транспортировку хлыстов на место раскряжевки.

Установленные на гусеничную базу, Tigercat поставляет в Россию форвардеры и погрузчики, а также харвестеры-процессоры. В нескольких моделях харвестеров используется система поддерживания горизонтального положения кабины, просто необходимая при постоянной работе на склонах.

Визитной карточной Tigercat считается прочность и надёжность конструкций. Несущие элементы, а также корпуса узлов, детали ходовой изготовлены из высокопрочной стали. Элементы рамы, ответственные детали технологического оборудования, даже корпус кабины, сделаны из проката большей толщины, чем у конкурентов.

Komatsu Forest

Сегодня международная группа компаний Komatsu Forest, а некогда поставщик лесной техники под маркой Valmet, активно расширяет свой модельный ряд, который уже практически вплотную подошёл к 3 десяткам моделей. Лесные машины Valmet поступают в Россию с 1978 г. Они отличаются от аналогичной техники конкурентов тем, что обеспечивают максимальную безопасность оператору, а также в них находят применение последние разработки в области защиты окружающей среды. Например, все дизельные двигатели машин Valmet соответствуют экологическим нормам не ниже Tier 3.

Компания поставляет линейку форвардеров, состоящую из 7 машин, массой от 10,5 до 19,1 т и двигателями, с мощностями от 107 до 170 кВт.

На нашем рынке Komatsu Forest реализует ещё 11 моделей харвестеров на гусеничной и колёсной базе. Также в ассортименте компании более десятка высококачественных харвестерных головок, массой от 0,76 до 1,85 т. В разных концах России работают  валково-пакетирующие машины на гусеничном ходу, компания производит 5 моделей различной производительности и мощности. Машины отличаются специальной балансирной подвеской, позволяющей этой технике перемещаться по сложнейшему рельефу и успешно работать на самых проблемных почвах.

Ponsse, HSM, MHT и другие

Финской фирма Ponsse является  «законодательницей мод» среди скандинавских производителей. Уже сегодня продажи компании растут. Мощным харвестерам, видимо, с учётом их индивидуальных особенностей, компания дала названия животных: медведь, лиса, бобёр и т.д. Ассортимент харвестеров позволяет покупателю выбрать технику с необходимой производительностью и подходящей ценой.

Аналогично обстоит дело и с форвардерами. Около десятка моделей имеют «зоологические» названия: слон, буйвол, лось, зубр и т.д. Компания производит также универсальные лесные машины, способные за несколько минут превратиться из мощного форвардера в эффективный комбайн.

Немецкая HSM развивается очень интенсивно, с 1988 года HSM - самый крупный производитель лесопромышленной техники в Германии. Все комплектующие HSM производятся в Германии, там же собираются машины, так что HSM - полностью немецкий продукт. Конструкция HSM позволяет устанавливать на машину любую марку манипулятора, серийно же устанавливается манипулятор фирмы Loglift

На нашем рынке компания реализует 24 модели специальных машин и тракторов для лесозаготовки, и конструктора компании активно работают над новыми моделями. Скидеры, харвестеры, форвардеры собираются, как правило, под конкретного заказчика, поэтому производитель оценивает, в какой местности будет эксплуатироваться машина, с какой интенсивностью, и на основании анализа производственных условий выбираются оптимальные варианты колёс, трансмиссии, линейных размеров.

Как и природа в целом, так и лесозаготовительная отрасль не терпит вакуума. Поэтому недостаток предложений от российских компаний и высокие цены известных брендов позволяют занять определённую нишу на нашем рынке небольшим европейским компаниям, производящим оборудование для лесной отрасли. Это, в основном, скандинавские предприятия. Такие, как шведские компании Vimek, Eco Log, Rottne, Gremo. Представлены на российском рынке и финские компании Harvy Foresteri, Sampo-Rosenlev, Logset.

Австрийская компания MHT осуществляет поставки лесных машин по всему свету. Для российского рынка предлагаются харвестеры, массой 9...24 т. Благодаря системе позиционирования кабины, модели массой от 18 т могут преодолевать уклоны до 30?. Производителем гарантируется надёжная работа гусеничной ходовой в течение 10 тыс. моточасов, т.е. до капремонта.

Несмотря на общий экономический упадок в Эстонии, компания Metsis вполне успешно работает в области производства техники для леса. В Россию поставляется 4 модели колёсных форвардеров, массой от 12 до 17,5 т, оснащённых двигателями SISU 49EWA, мощностью 108...170 кВт. Все компоненты гидравлики машин Metsis производятся в Германии, трансмиссия - американской фирмы Dana, гидравлический насос производства компании Sauer. Таким образом, Metsis производит качественную технику, использует в конструкции узлы, произведенные ведущими европейскими брендами, и при этом цена эстонских машин минимум на 30% ниже финских и шведских аналогов.

Корейские производители уже давно рассматривают российский рынок спецтехники, как один из наиболее перспективных. Рынок лесозаготовительных машин не стал исключением. Один из крупнейших в Корее производителей спецмашин, компания Doosan предлагает лесопогрузчики мод. Solar 225LL, 300LL. В сотрудничестве с известной финской компанией AFM, Doosan освоила производство 4 харвестеров, а также 2 процессоров. В качестве базы в этих машинах используются экскаваторные шасси.

Как мы видим, отечественный рынок лесозаготовительной техники активно «атакуется» зарубежными производителями. В статье упомянуты далеко не все претенденты на получение «рыночной» доли. Пока достойного отпора со стороны наших производителей не происходит. Развитие событий не сложно предсказать, если производство наших лесных машин будет оставаться на таком же уровне. Даст ли результат утверждённая правительством Стратегия, покажет время. Но ждать, видимо, надо будет недолго.

Николай Протасов

 Опубликовано в РИО "Деловой Лес" № 10 (142) 2012г. стр.48


мясо краба оптом