“оргова€ площадка    аталог компаний   Ќовости законодательства   јналитика   “ехнологии и оборудование 
∆урнал "ƒеловой лес" ƒл€ руководителей | –азмещение баннеров и статей

¬ход в систему

Ћогин
ѕароль

Ќапишите, дл€ регистрации

—татистика

 омпаний: 1590
ѕользователей: 2863

–еклама на сайте

»нформеры »нформеры
√лавна€ страница » јналитика

“ранспортировка леса - неотъемлема€ составл€юща€ лесозаготовок

ѕромышленна€ перевозка лесоматериалов может происходить, как известно, водным и сухопутным способами. —ухопутный предполагает транспортировку по ж/д и автотранспортом, при этом 85%. заготовленного леса сегодн€ вывозитс€ с помощью машин.

 „то и чем вывозим.

—праведливости ради, надо отметить, что автотранспорт экономически выгоднее задействовать при перевозках на короткие рассто€ни€. — увеличением рассто€ни€ возрастают расходы по т.н. «движенческим» операци€м, которые, по своей абсолютной величине, завис€т от дальности перевозки и составл€ют 70-90% от общей суммы эксплуатационных расходов. –асходы на ж/д транспорте мало завис€т от рассто€ни€ перевозок. “ак, при возрастании длины маршрута в 20 раз, с 10 до 200 км, расходы увеличиваютс€ всего в 1,05 раза.
» всЄ же автотранспорт очень широко используетс€, этому способствует высока€ проходимость, экономически выгодные и более свободные услови€ строительства и эксплуатации дорог, по сравнению с ж/д. –ешающее значение имеет универсальность и технологическа€ гибкость автотранспорта.
Ќа лесозаготовительных пунктах сваленный лес, как правило, раскр€жЄвывают на брЄвна определЄнной длины, т.н. сортамент. «атем сортаменты сортируют на короткомерный, длиной до 2м, и средней длины - от 2 до 6,5 м. Ѕолее длинные брЄвна, относ€т к длинномерному сортаменту. ≈сть ещЄ и долготьЄ - отрезок хлыста, длиной, кратной длине сортамента с припуском на раскр€жЄвку, длина таких стволов может составл€ть до 24м и более.
—ортаменты, в свою очередь, дел€тс€ на тонкомерные, у которых диаметр в верхнем отрубе находитс€ в пределах от 0,06 до 0,13м, и среднетолщинные, имеющие диаметр до 0,24м. Ѕолее толстые брЄвна считаютс€ крупномерным сортаментом.
ћассовые перевозки леса автотранспортом св€заны с вывозом его с лесозаготовительных пунктов, где дл€ удобства погрузки и вывоза, как правило, лес сортируетс€ отдельно по видам и длине, а при вывозе пиломатериалов их формируют в транспортные пакеты массой до 5т.
ƒл€ транспортировки лесного сырь€ используютс€ как отдельные автомобили-лесовозы и сортиментовозы, так и специальные автопоезда. —овременный автопоезд состоит из автомобил€-т€гача, к которому присоединен либо прицеп, либо полуприцеп, или же роспуск. ¬озможна различна€ комбинаци€ прицепных единиц, например, к прицепу может быть присоединЄн дополнительно роспуск.
¬о врем€ движени€ на автопоезд действуют различные силы - силы т€ги, тормозные силы, силы сопротивлени€ движению. ѕоследние складываютс€ из основного сопротивлени€, завис€щего, главным образом, от рельефа дороги, и дополнительного, учитывающего скорость ветра, уклоны-подъЄмы, криволинейные участки пути и т.д. –авнодействующа€ всех этих сил при движении автопоезда, равна нулю.
¬ысока€ проходимость лесных автопоездов достигаетс€ за счет использовани€ многоосных автомобилей-т€гачей, арочных и широкопрофильных шин, прицепов с ведущими мостами и т.п.
ѕри незначительных силах сопротивлени€ движению т€гач может комплектоватьс€ несколькими прицепами. ≈сли в составе автопоезда только прицепы, то его называют прицепным, если же т€гач-лесовоз буксирует полуприцеп, а соединительным звеном €вл€етс€ седло т€гача, то это - седельный автопоезд.
Ѕолее 20% в цене леса-кругл€ка, который €вл€етс€ основой доходов лесных хоз€йств, составл€ют транспортные затраты на перевозку лесовозами. ѕоэтому, в увеличении полезной нагрузки на автопоезд, как в средстве, которое может снизить себестоимость транспортировки, крайне заинтересованы все лесозаготовители. ѕри одинаковых услови€х движени€ себестоимость перевозки автопоездом минимум на 30% ниже, чем доставка того же объЄма грузов одиночным грузовиком, при этом производительность автопоезда в 1,5 раза выше, несмотр€ на некоторый «проигрыш» в скорости движени€.
—уществует множество различных конструкций прицепов, полуприцепов и роспусков. ќсновой дл€ их делени€ €вл€етс€ количество осей, т.к. существуют одно-, двух- и многоосные конструкции. ƒл€ вывоза щепы пользуютс€ как обычными общепромышленными прицепами, так и наша промышленность выпускает специализированные прицепы-щеповозы.

Ћесовозы - надЄжнейший транспорт.

¬ отечественных лесовозных автомобил€х-т€гачах в качестве базовых используютс€ шасси √ј«,  рј«, ћј«, но наиболее распространено использование шасси «иЋ,  амј« и ”рал.
Ѕазовые шасси обычно комплектуютс€ лесовозной платформой, например, платформой ќЋ-1, выпускаемой ¬еликолукским заводом Ћесхозмаш. Ёто предпри€тие - одно из передовых среди производителей лесного оборудовани€.

ќЋ-1 представл€ет собой специальную платформу, имеющую в передней части мощную решЄтку дл€ защиты кабины, а примерно посередине находитс€ поворотный коник. ѕлатформа разрабатывалась дл€ перевозки всех видов лесоматериалов и используетс€, в основном, в сочетании с прицепом-роспуском, поэтому поворотный коник необходим дл€ маневрировани€ лесовоза.  онструктивно он представл€ет собой балку, имеющую возможность поворачиватьс€ вокруг оси, жестко закрепленную на платформе.   балке креп€тс€ две стойки по кра€м, которые могут быть либо жЄстко закреплены на балке, либо соедин€тс€ с балкой ос€ми, получа€, таким образом, возможность откидыватьс€. “акой коник называетс€ распашным. ќткидывающиес€ стойки значительно облегчают процесс погрузки-разгрузки. ћежду собой стойки соединены тросами с замками. –оль стоек - надЄжное крепление леса при транспортировке. ѕо требовани€м техники безопасности, дл€ предотвращени€ возможности сдвига леса на кабину, на транспортной платформе, кроме решЄтки со стороны кабины, должны быть установлены шипы или гребЄнки противоскольжени€, предотвращающие сдвиг брЄвен. Ћес должен быть закреплЄн очень надЄжно, ведь его приходитьс€ перевозить по бездорожью, порой, на значительные рассто€ни€.

Ћесхозмаш предлагает и готовые лесовозы на шасси ”рал и  амј« с колЄсной формулой 6х4 и 6х6, укомплектованные передовыми техсредствами.

Ћесовозы “ќ -70 на базе шасси  амј« 43118 и 4310, в комплекте с прицепом-роспуском √ Ѕ 9851(9019-012), производсва ”рал—пец“рансћаш, выпускает ещЄ одно предпри€тие из ¬еликих Ћук, ¬елмаш -—.

Ќа надрамнике стандартного лесовоза размещают распашной коник. √/п т€гача “ќ -70 составл€ет 8т, а при использовании роспуска автопоезд может транспортировать 22 м3 леса.
Ћесовоз “ќ”-70, предназначенный дл€ транспортировки хлыстов и длинномерного сортамента, базируетс€ на шасси ”рал-5557-40, эта машина также используетс€ с прицепом-роспуском. √/п самого т€гача 8,85т, а в комплекте с роспуском он перевозит за раз до 22 м3 леса.
¬ыпускаемые ¬елмашем сортиментовозы “ќ -70.1 и “ќ -70.2 разрабатывались дл€ перевозки средне- и длинномерного сортамента. Ќа шасси  амј« различных модификаций установлено техоборудование - неповоротные и нераспашные коники, служащие дл€ крепление леса и ограничени€ раскатыванию при погрузке. ¬ зависимости от модификации шасси мен€ютс€ г/п сортиментовозов, объЄмы перевозимого груза и некоторые габаритные размеры. “ак, самый лЄгкий “ќ -70.1 на шасси  амј« 53215 с полной массой 19,28т имеет г/п 6,9т и везЄт одноразово 15 м3 сортамента длиной до 6м. ј наиболее массивный “ќ -70.2 на шасси 6520 при полной массе 26,8т имеет г/п 12,26т, при этом перевозимый объЄм составл€ет 23 м3, а максимальна€ разрешЄнна€ длина перевозимого сортамента 6,5м. ¬се сортиментовозы могут комплектоватьс€ прицепами.
Ќапример, 2-осным —тавропольского завода автоприцепов —«јѕ-8357ј, г/п 12,5т и длиной 8,26м, или 2-осным Ќефаз-8332 пр-ва Ќефтекамского автозавода, с внутренней длиной 6,03м и г/п 9,98т.
ћайкопский машзавод также производит лесовозы на базе  амј«ов и ”ралов, выпускает автомобили-сортиментовозы на шасси  рј«-6133ћ6, рассчитанные на перевозку 17м3 лесоматериалов длиной до 6м. ѕо желанию заказчика сортиментовоз комплектуютс€ спецприцепом -сортиментовозом  рј«-ј181ћ2 г/п 12,5т, который сконструирован дл€ перевозки сортамента длиной до 7м.
—ортиментовозы на шасси  амј« 43118, 53228,53215, и на шасси ћј« 6303, 6303ј5, 5393ј8 производит —олобальский машиностроительный завод. —тандартное шасси модернизируетс€ путЄм установки на надрамник ограждени€ защиты кабины, 4 коников, другого оборудовани€ по согласованию с заказчиком.
Ѕольшой ассортимент лесовозов и сортиментовозов хорошего качества на базе  амј«ов и ”ралов собирает и реализует «јќ ѕермский «авод √рузовой “ехники, вход€щий в группу компаний √рузова€ техника.
Ћесовозы и сортиментовозы, как правило, комплектуютс€ технологическим оборудованием. “ак, —олобальский машзавод комплектует сортиментовозы двум€ лебЄдками, имеющими привод от коробки отбора мощности. ќни эффективно используютс€ при ув€зке сортамента, а также при погрузке на т€гач освободившийс€ от брЄвен прицепов - и п/прицепов-роспусков.
ќчень распространена комплектаци€ лесовозов гидравлическими манипул€торами.  онечно, стоит т€гач с гидроманипул€тором дороже обычного, но дополнительные затраты быстро окупаютс€, особенно, если лесовоз работает на участках с небольшими объЄмами лесозаготовок, т.к. отпадает необходимость в периодическом привлечении погрузочно-разгрузочных машин - кранов, погрузчиков и т.д.
ќбычно манипул€тор устанавливаетс€ за кабиной, т.к. это не ограничивает возможности присоединени€ к прицепу другого прицепа или роспуска. ≈сли же это сортиметовоз, перевоз€щий, в основном, относительно короткие брЄвна, то выгодно установить манипул€тор на заднем свесе, в конце платформы или рамы. ¬ этом случае, роспуск уже присоединить нельз€, но гидроманипул€тор может грузить и основную платформу т€гача, и полноценный прицеп-сортиментовоз, когда есть потребность в его использовании.
ќтечественна€ промышленность производит большой ассортимент лесных гидроманипул€торов различной г/п, имеющих различные схемы складывани€, а также различное - ручное и автоматическое, выдвижение балок аутригеров.
’олдингова€ компани€ ѕодъЄмные машины объединила крупнейших российских производителей лесных гидроманипул€торов. ќдин из них, уже упоминавшийс€ выше, ¬еликолукский Ћесхозмаш, производит целую гамму надЄжных манипул€торов, таких как ћ√ћ-40ј-60, ћ”√-70ћ-71-00, VPL 70-71-00, VPL 70-76D, VPL 90-76 и др. ѕредпри€тие оказывает также услуги по монтажу своих манипул€торов на все виды отечественных шасси. √идроманипул€торы комплектуют грейферными захватами челюстного типа, которые позвол€ют грузить сортамент, хлысты, доски и т.д. ÷ифры после букв в наименовании модели характеризуют величину грузового момента(г/м). √/м манипул€тора ћ”√-70ћ равен 70 кЌ.м. Ёто значит, что при вылете стрелы в 3м манипул€тор выдерживает нагрузку на захвате - 2,05т, а на максимальном вылете в 7м - 0,96т. —амый мощный манипул€тор Ћесхозмаша, VPL 90-76, имеющий г/м в 90 кЌ.м, укомплектован латвийским полноповоротным ротатором GR-110, гидрораспределителем RM-316 шведской компании Nord Ќydraulic, импортными рукавами ¬ƒ. ћаксимальный вылет стрелы составл€ет 7,6м.
—пециалисты завода утверждают, что по надЄжности их гидроманипул€торы приближаютс€ к импортным аналогам известных марок.
Ѕольшой выбор гидроманипул€торов представл€ет и второй участник холдинга, это уже упоминавшеес€ јрхангельское предпри€тие —оломбальский машзавод. ¬ыпускаютс€ гидроманипул€торы как дл€ установки на трелЄвочные и обычные трактора, так и дл€ оснащени€ лесовозов. „асть манипул€торов, —‘-62, —‘-65, —‘-75 и другие, €вл€ютс€ отечественными аналогами продукции финской компании Loglift. ѕоскольку завод €вл€етс€ эксклюзивным дилером шведского концерна Indexator, одного из крупнейших производителей ротаторов в мире, то и в своих издели€х машзавод широко примен€ет шведские ротаторы.
»спользование легированных сталей в конструкци€х, рассчитанных на самые сложные, в т.ч. и низкотемпературные услови€ эксплуатации, применение импортной гидравлики, прогрессивна€ пропорциональна€ система управлени€, позвол€юща€ выполн€ть быстро и точно производственные действи€, позвол€€ совмещать одновременно несколько операций - всЄ это свидетельствует о высоком качестве продукции —ћ«.
Ћинейка из 13 модификаций включает манипул€торы с г/м от 62 до 140 кЌ.м. ћаксимальный вынос грейферного захвата в самой компактной модели —‘-62 составл€ет 7,1м, а в модели —‘-85—“ с двойным телескопическим вылетом стрелы - 9,3м. “акие модели, как —‘-140Ћ, —‘-140Ћ“, разрабатывались дл€ автономного использовани€, их стрелы позвол€ют производить работы на рассто€нии 10м от оси опоры манипул€тора.
ќтличаютс€ разнообразием конструкций гидроманипул€торы, собираемые компанией ¬елмаш-—. –анее широко распространЄнные под маркой ѕЋ, теперь их манипул€торы ќћѕЋ пользуютс€ не меньшим спросом. «авод производит около дес€тка видов гидроманипул€торов.
ћодель ќћ“Ћ-70-02 разработана специально дл€ лесопромышленного комплекса, и может монтироватьс€ не только на лесовозы ¬елмаша, но и на все отечественные шасси. √идроманипул€тор ќћ“Ћ-70-02 имеет продольную схему складывани€, что позвол€ет быстро привести агрегат в рабочее состо€ние. ћаксимальный вылет стрелы составл€ет 7,3м, г/п на максимальном вылете - 0,9т, а на вылете 3м - 2,05т.
√идроманипул€тор ќћ“Ћ-97 разрабатывалс€ дл€ погрузочно-разгрузочных работ с брЄвнами большого диаметра, хлыстами большой массы и длины, поэтому в конструкции используетс€ мощна€ гидросистема, позвол€юща€, в тоже врем€, производить плавное и точное управление, а также выполн€ть одновременно несколько операций. Ќапример, стрелу или груз поднимать вверх, соверша€, при этом, поворот на определЄнный угол. «а счЄт мощности гидросистемы ќћ“Ћ-97 при максимальном вылете в 7,3м г/п составл€ет 1,27т. ѕри этом собственна€ масса манипул€тора равна 2,26т, что всего на 0,1т превышает массу ќћ“Ћ-70-02.
ћодификацией ќћ“Ћ-97 €вл€етс€ модель ќћ“Ћ-97-04 . ≈Є особенностью €вл€етс€ наличие комфортной кабины, смонтированной на колонне манипул€тора, а также использование двойного телескопического удлинител€, увеличивающего вылет стрелы до 8,6м.  роме того, выдвижение и складывание балок аутригеров в этой модели производитс€ при помощи гидроцилиндров, т.е. автоматически.
ћанипул€тор ќћ“Ћ-120-01 отличаетс€ Z-образной схемой складывани€ в транспортном положении. ќсновным преимуществом такой схемы €вл€етс€ то, что цент т€жести манипул€тора в сложенном положении находитс€ ниже, чем при продольной схеме, что добавл€ет устойчивости и маневренности самому т€гачу. Ёто сама€ мощна€ модель ¬елмаша, г/п на 5м вылете составл€ет 2,44т, а при полной длине стрелы, а это 8,5м, обеспечиваетс€ г/п в 1,44т.
√идроманипул€торы торговой марки јтлант-— производит ћайкопский машзавод. ѕредпри€тие относитс€ к ведущим в стране в области производства гидроманипул€торов, манипул€торы серии Ћ¬ используютс€ не только по всей –оссии, но и во всех странах —Ќ√. «авод освоил производство 25 моделей гидроманипул€торов. —егодн€ выпускаютс€ манипул€торы, имеющие диапазон г/м от 52кЌ.м, это модель Ћ¬-184ј-07, до 140кЌ.м, модель Ћ¬-190-05. ћаксимальный вылет стрелы в модели Ћ¬-190-07 составл€ет 9м, это наибольший вылет среди јтлантов.
ќтличительной чертой јтлантов €вл€етс€ использование почти на всех модел€х механизированного выдвижени€ и убирани€ аутригеров.
ћайкопские манипул€торы комплектуютс€ кроме челюстных грейферов дл€ погрузки круглых лесоматериалов, множеством сменных инструментов, вплоть до гидробуров, гидромолотов и даже специальных подхватов дл€ работы с поддонами.
¬ конструкци€х манипул€торов используютс€ легированные спецстали, комплектующие производства ведущих европейских производителей. —варные конструкции производ€тс€ с использованием качественной автоматической и полуавтоматической сварки.

«арубежные «ориентиры» и наша действительность.

¬ысока€ производительность при меньших эксплуатационных затратах - использованием этого принципа можно объ€снить всЄ более широкое применение прицепов разных конструкций в лесозаготовительной отрасли.


”же почти 3 года в Ўвеции реализуетс€ проект «≈щЄ один штабель», разработанный дл€ изыскани€ наиболее оптимального способа перевозки леса. ¬ рамках проекта более 2 лет идут испытани€ 30-метрового автопоезда, состо€щего из т€гача Volvo FH16, с двигателем мощностью 485 к¬т и, буксируемых им, 3 прицепов. ќбща€ г/п автопоезда - 66т. –егул€рное использование таких автопоездов, как показали исследовани€, сниз€т расход топлива на 20%, в пересчЄте на 1т перевезЄнного леса, по сравнению с аналогичным расходом топлива при перевозке леса, уже ставшими традиционными в —кандинавии, 24-метровыми автопоездами. »спользование 30-метровых автопоездов приветствуют и экологи, т.к. замеры показали, что выбросы диоксидов углерода при использовании этих транспортных средств уменьшаютс€ минимум на 1/5, по сравнению с перевозкой этой же массы груза автопоездами других видов.
–екордсменами же по части объЄмов перевозок лесоматериалов считаютс€ канадские лесозаготовителей. »х, можно сказать, жизнь заставл€ет устанавливать рекорды: брЄвна канадской сосны, зачастую, имеют диаметр 1,5 м и более, поэтому редкостью не €вл€ютс€ т€гачи, буксирующие несколько прицепов, общей массой до 150 т, с высотой загрузки до 7 м.
 анадска€ компани€ Domtar €вл€етс€ одной из крупнейших на всЄм —евероамериканском континенте, сфера де€тельности еЄ  распростран€етс€ от лесозаготовок до переработки леса, включа€ выпуск изделий из дерева и производство бумаги.  омпани€ давно освоила на своих лесозаготовительных участках использование т.н. двухкомплектных автопоездов. Ќа первом этапе хлысты своз€тс€ обычными лесовозами с одним прицепом на перегрузочную площадку, затем собранный лес вывозитс€ на рассто€ние 80...100км автопоездами, в состав которых входит т€гач Pacific или Challenger, с двигателем мощностью 300...470 к¬т, буксирующий 2 прицепа.
Ќо компани€ активно примен€ет автопоезда с дополнительным третьим прицепом, что позвол€ет довести нагрузку на рейс до 200 м3(!). »звестен пример, когда, в один из сезонов, компани€ вывезла с одного из лесоучастков 370 тыс.м3 хлыстов на рассто€ние 84 км. ƒл€ выполнени€ всей «операции» было задействовано 6 водителей, которые совершили 1750 рейсов на 3 автопоездах, состо€щих из т€гача и 3 прицепов.
¬ нашей стране нет необходимости использовать столь грандиозные прицепные конструкции, но и не использовать преимуществ автоприцепов нет резона. “ем более что отечественное производство прицепов поставлено на достаточно высоком уровне.

ƒеловой Ћес
Ѕезусловно, прицепна€ импортна€ техника, скажем, «лесные» прицепы финской компании Kesla или немецкой Doll Fahrzeugebau GmbH, выгл€д€т привлекательнее российских, собственна€ масса «их» прицепа, как правило, ниже массы нашего аналогичной г/п, скорее всего, детали конструкций «их» прицепов более надЄжны. Ќо высока€ первоначальна€ цена, дорогое последующее обслуживание и ремонт сводит к нулю все эти преимущества в глазах отечественного потребител€. ј если учесть, что, например, в скандинавских странах, прицепна€ техника двигаетс€, в основном, по облагороженным грунтовым дорогам, а у нас дорожные услови€, порой, м€гко говор€, специфические, то пон€тно, что эксплуатировать дорогую импортную технику просто экономически невыгодно.

ѕрицепы-роспуски.

»спользу€ отечественные прицепные средства за один рейс сегодн€ можно перевезти до 50 м3 леса и более. —тоимость же прицепа, безусловно, значительно ниже стоимости автомобил€, а ремонт и техобслуживание прицепной техники гораздо проще и менее трудоЄмко, чем этого требует использование отдельного автомобил€.
ѕрицепы, п/прицепы, роспуски - все эти виды прицепов дл€ перевозки леса принципиально отличаютс€ друг друга воздействием колес на дорогу и способом буксировки. ѕрицеп передаЄт нагрузку на дорогу посредством только собственных колЄс, а соедин€етс€ с т€гачом т€гово-сцепным устройством. “огда как п/прицеп частично воздействует на дорогу своими колЄсами, частично передаЄт массу свою и груза через колЄса т€гача, а соединение с т€гачом осуществл€етс€ с помощью опорно-сцепного устройства.
–оспуск €вл€етс€ чем-то средним между прицепом и п/прицепом, он воздействует на дорогу через ложементы, установленные на платформе автомобил€, и через свои собственные ложементы-коники. ¬ертикальна€ нагрузка от собственной массы прицепа полностью передаЄтс€ на дорогу через колЄса, а нагрузка от массы груза распредел€етс€ между колЄсами роспуска и т€гача.
ѕрицепы-роспуски примен€ютс€ дл€ перевозки хлыстов большой длины. ќбычный прицеп-роспуск - достаточно простое и в тоже врем€ эффективное средство дл€ перевозки леса. ѕоэтому производством роспусков занимаютс€ несколько дес€тков российских предпри€тий.
¬ зависимости от г/п роспуски могут иметь от одной до трЄх осей. —оединение т€гача с прицепом-роспуском происходит либо при помощи дышла, либо, если перевозитс€ лес длиннее 8,5 м, с помощью крестообразной сцепки. “акой способ соединени€ обеспечивает на поворотах движение прицепа по следу т€гача, что существенно повышает проходимость автопоезда.  рестообразна€ сцепка представл€ет собой 2 троса, каждый из которых соединен одним концом с поперечной т€говой балкой т€гача, а другим - с т€говой балкой роспуска. ƒл€ предохранени€ тросов от разрыва, дл€ обеспечени€ необходимой маневренности на поворотах и спусках-подъЄмах на тросах имеютс€ регулировочные муфты.  рестообразна€ сцепка может иметь и гидравлический привод.
Ёлектропроводка и воздушный трубопровод дл€ привода тормозных механизмов размещают внутри дышла дл€ защиты от повреждений.
–оспуски с телескопическим дышлом примен€ют там, где необходимо мен€ть длину автопоезда, когда вывозитс€ партии сортимента или хлыстов, значительно отличающиес€ по длине. ƒл€ изменени€ линейного размера между кониками машины и роспуска передн€€ часть дышла может выдвигатьс€ или убиратьс€, а задн€€ часть позвол€ет мен€ть рассто€ние за счЄт перестановки шкворн€ роспуска в отверсти€, имеющиес€ на дышле, расположенные ближе или дальше от т€гача.
ѕрицепы-роспуски со складывающимс€ дышлом имеют в средней части дышла шарнир с горизонтальной осью, что даЄт возможность складывани€, а вход€ща€ в комплектацию лебЄдка позвол€ет устанавливать роспуск на платформу т€гача во врем€ холостого пробега. Ёто уменьшает габариты автопоезда без груза, увеличивает маневренность и среднюю скорость движени€, существенно экономит топливо и продлевает срок службы покрышек роспуска.
ќдно из ведущих предпри€тий отрасли, ѕермский завод грузовой техники, при разработке своей продукции тесно сотрудничает с ѕермским √остехуниверситетом. ѕоэтому, к особенност€м роспусков ѕ«√“ можно отнести их высочайшую надЄжность. —оединительный элемент - дышло, на ѕ«√“ изготавливаетс€ из толстостенных пр€моугольных труб, а кониковые балки и тумбы имеют внутренние рЄбра жЄсткости. ѕрочность этих и других элементов конструкции обеспечивает 50% запас прочности всего издели€.

www.s-to.spb.ru
ƒл€ небольших объЄмов леса можно использовать лЄгкие прицепы-роспуски ѕ«√“. ќни имеют г/п до 12 т и могут перевозить, в зависимости от исполнени€, как сортамент от 6 до 9 м (мод. 907310), так и хлысты, длиной до 24 м и более (мод. 90731ј, 90731¬). ѕодвеска в таких роспусках - безрессорна€, при  использовании прицепов в нормальных дорожных услови€х, при движении по шоссе, на ось тележки устанавливают сдвоенные колЄса со скатами обычного профил€. ¬ услови€х бездорожь€ используетс€ односкатна€ комплектаци€ с установкой шин повышенной проходимости.
ѕрицепы-роспуски аналогичной, но значительно более массивной конструкции, мод. 907320, 90732ј, 90732¬, рассчитаны на перевозки сортамента и хлыстов общей массой 16 т.
“авдинский машзавод, имеющий многолетний опыт создани€ лесотранспортных прицепов, производит около 2 дес€тков прицепов-роспусков различной г/п и конфигурации.  онструкции тавдинских роспусков позвол€ют регулировать длину в пределах 10400...11450 мм, г/п роспусков от 8,5 до 20 т. ћодель √ Ѕ-9383 снабжена механизмом самовытаскивани€, обеспечивающим загрузку роспуска на т€гач при движении без груза. ѕо отдельным заказам завод производит прицепы-роспуски с дополнительным усилением балансиров, рам, стоек, оснований коников, что обеспечивает повышенную надЄжность и увеличивает г/п до 24 т.
Ѕольшой выбор роспусков высокого качества собственного производства предлагает компани€ ”рал —“, г. ћиас. ¬ ассортименте роспуски и с коротким, и с телескопическим, и с универсальным дышлом, 1 и 2-осные, г/ п от 11,7 до 21 т, предназначенные дл€ работы на дорогах с твЄрдым покрытием, так и в услови€х бездорожь€.

ѕрицепы и п/прицепы.

«начительно повышает производительность т€гача-лесовоза комплектаци€ его прицепом - сортиментовозом. Ќаиболее универсальные современные прицепы-сортиментовозы имеют раму измен€емой длины, а также регулируемую высоту коников.
¬ основном, в качестве базовых, используютс€ прицепные шасси Ќефј« и ћаз. ”же упоминавшийс€ ѕермский завод, выпускающий практически весь спектр основных существующих конструкций лесных прицепов, производит на базе этих шасси модели сортиментовозов г/п от 8,0 т (мод. 844010) до 37,0 т (мод.84400D).
“авдинский машзавод выпускает прицеп-сортиментовоз 9019-02 дл€ перевозки брЄвен длиной до 6 м г/п 15,4 т. ѕри установке дополнительных коников прицепом можно перевозить пакеты 2-метрового сортамента.
«јќ “ранслес, г. ’имки, серийно производит целый модельный р€д прицепов-сортиментовозов с повышенными показател€ми надЄжности. ѕрицепы “ранслеса отличаютс€ прочной рамой, низкой погрузочной высотой при увеличенном дорожном просвете, повышенной поперечной устойчивостью. ѕредпри€тие производит прицепы собственной разработки (8301, 8302, 8348 и т.д.), а также модернизирует прицепы на базе —«јѕ, ћј«. ѕопул€рна€ 2-осна€ модель “-8348 за один рейс перевозит 24,8 м3 сортимента длиной 4-6,5 м, а прицеп-сортиментовоз мод.“-8302, г/п 14,4 т, используют дл€ транспортировки брЄвен длиной до 8,5 м.
Ќо наибольший экономический эффект достигаетс€ от использовани€ в составе автопоезда п/прицепов. —оединение п/прицепа с т€гачом имеет более высокую устойчивость по сравнению с другими видами автопоездов, обладает хорошей маневренностью и проходимостью, т.к. длина такого автопоезда короче прицепного, а использование седельной сцепной системы уменьшает вил€ние п/прицепа при движении.
Ѕолее  «передовые» современные п/прицепы дл€ перевозки леса снабжаютс€ раздвижными кониками, поэтому их ещЄ называют «щироковозами». ѕ/прицеп такого типа, кроме брЄвен и пиломатериалов, может транспортировать вагоны-бытовки, различные Ємкости, контейнеры и т.д.
„асто, на практике, требуетс€ изменение длины п/прицепа. »спользование таких  конструкций, позвол€ющих регулировать длину платформы, делает п/прицепы более универсальными. Ќапример, платформа п/прицепа-сортиментовоза ћј« 99864-010 может удлин€тьс€ до 6 м.
Ѕольшую номенклатуру п/прицепов производит „ел€бинский машзавод, который более 50 лет занимаетс€ производством прицепов. ѕ/прицеп „ћ«јѕ 9906-038 специально создан дл€ перевозки древесины. √/п «издели€» - 18,5 т, собственна€ длина платформы -12,59 м, а применение раздвижных коников увеличивает ширину загрузочного пространства до 3,5 м.
”ниверсальные п/прицепы ѕ«“ѕ 84400— и 84400D, благодар€ раздвижным коникам, позвол€ют максимально увеличивать ширину платформы до 3,7м. ѕричЄм, раздвижные коники вмонтированы в раму п/прицепа. Ёто, с одной стороны, повышает прочность всей прицепной конструкции, а с другой, коники и направл€ющие конструктивно установлены заподлицо с настилом, т.е. погрузочна€ площадка представл€ет собой ровную поверхность. ≈сли возникает необходимость в демонтаже коников, то их направл€ющие е разбирать дл€ этого не требуетс€, т.к. они вварены в раму п/прицепа.
“авдинский машзавод освоил выпуск 3-осного п/прицепа 93071ƒ-10, не имеющего отечественных аналогов. «а счЄт увеличенной длины платформы, такой п/прицеп одновременно может перевозить по 3 пакета 6-метровых брЄвен, г/п прицепа составл€ет 43,5 т.
ќколо 10 видов п/прицепов-сортиментовозы производит одно из лучших отечественных предпри€тий по производству прицепов ќќќ ѕолитранс. —отриментовозы марки “—ѕ рассчитаны на работу в т€жЄлых климатических услови€х, там, где нет дорог в обычном понимании. ¬ыпускаютс€, 2- и 3-осных сортиментовозы, г/п от 17,3 до 29 т.

ўеповозы.

¬ывоз щепы, конечно, можно осуществл€ть обычным бортовым грузовиком. Ќо если объЄмы большие это экономически не выгодно, и не только в силу более высокой удельной стоимости перевозки. ƒл€ того чтобы вывезти щепу из леса, как правило, нужен автомобиль высокой проходимости. ƒержать такой автомобиль под погрузкой, а затем перевозить им щепу на значительные рассто€ни€ не рационально. √ораздо более целесообразно использовать специальные п/прицепы-щеповозы. “акой прицеп сразу может вывезти значительный объЄм щепы, отвезти же его к месту переработки отходов разкр€жовки может любой седельный т€гач.
“авдинский машзавод выпускает п/прицеп-щеповоз “ћ«-9308-10. Ёто 1-осный п\прицеп, имеющий 2 пары сдвоенных колЄс, тем не менее, г/п составл€ет 15 т. «а один рейс п/прицеп способен перевезти 28 м3 щепы, а при установке дополнительных бортов - до 40 м3.
Ќесколько более дорогой вариант п/прицепа-щеповоза предлагает крупный производитель отечественных прицепов, предпри€тие “онар. ўеповоз 97461 имеет сдвижной пол, представл€ющий собой р€д продольных алюминиевых балок, которые могут совершать возвратно-поступательное движение в продольном направлении. «а счЄт этих движений вс€ щепа выгружаетс€ без подъЄма кузова максимум за 15 минут. Ёто выгодно при выгрузках-погрузках в низких складах, в производственных помещени€х, при перевозке не только щепы, но и древесных опилок, коры, и многого другого. ќбъЄм кузова «тонаровского» щеповоза - 82,6 м3, а г/п - 27,2 т.
»нтересна модель —ј“-105, которую производит белорусское предпри€тие —пецавтотехника, также хорошо известный в –оссии производитель различной прицепной техники. Ёто 2-осных п/прицеп г/п 13,5 т, имеющий рессорную подвеску. ¬ п/прицепе нет лонжеронной рамы, что снижает собственную массу машины примерно на 2 т по сравнению с «рамными» аналогами. ќбъЄм кузова составл€ет 29 м3. ѕричЄм, если установить надставные сетчатые борта, которые позвол€ют увидеть высоту загрузки и незначительно увеличивают вес конструкции, объЄм кузова увеличиваетс€ до 41 м3. ”дорожание же щеповоза, с учЄтом экономического эффекта от увеличени€ полезного объЄма, можно считать несущественным. –азгрузка п/прицепа осуществл€етс€ за считанные секунды, кузов выгружаетс€ назад, поднимаемый 3-€ трЄхсекционными телескопическими гидроцилиндрами.

 ¬ общем, состо€ние отечественной прицепной техники всел€ет уверенность, что хот€ бы в этой области, нам опасатьс€ зарубежной конкуренции пока не приходитс€. «начит, логично было бы задуматьс€ о еЄ экспорте.

Ќиколай ѕротасов

 ќпубликовано в –»ќ "ƒеловой Ћес" є 9 (141) 2012г. стр.55

 ќпубликовано в –»ќ "ƒеловой Ћес" є 10 (142) 2012г. стр.44