Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1589
Пользователей: 2863

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Аналитика

Транспортировка леса - неотъемлемая составляющая лесозаготовок

Промышленная перевозка лесоматериалов может происходить, как известно, водным и сухопутным способами. Сухопутный предполагает транспортировку по ж/д и автотранспортом, при этом 85%. заготовленного леса сегодня вывозится с помощью машин.

 Что и чем вывозим.

Справедливости ради, надо отметить, что автотранспорт экономически выгоднее задействовать при перевозках на короткие расстояния. С увеличением расстояния возрастают расходы по т.н. «движенческим» операциям, которые, по своей абсолютной величине, зависят от дальности перевозки и составляют 70-90% от общей суммы эксплуатационных расходов. Расходы на ж/д транспорте мало зависят от расстояния перевозок. Так, при возрастании длины маршрута в 20 раз, с 10 до 200 км, расходы увеличиваются всего в 1,05 раза.
И всё же автотранспорт очень широко используется, этому способствует высокая проходимость, экономически выгодные и более свободные условия строительства и эксплуатации дорог, по сравнению с ж/д. Решающее значение имеет универсальность и технологическая гибкость автотранспорта.
На лесозаготовительных пунктах сваленный лес, как правило, раскряжёвывают на брёвна определённой длины, т.н. сортамент. Затем сортаменты сортируют на короткомерный, длиной до 2м, и средней длины - от 2 до 6,5 м. Более длинные брёвна, относят к длинномерному сортаменту. Есть ещё и долготьё - отрезок хлыста, длиной, кратной длине сортамента с припуском на раскряжёвку, длина таких стволов может составлять до 24м и более.
Сортаменты, в свою очередь, делятся на тонкомерные, у которых диаметр в верхнем отрубе находится в пределах от 0,06 до 0,13м, и среднетолщинные, имеющие диаметр до 0,24м. Более толстые брёвна считаются крупномерным сортаментом.
Массовые перевозки леса автотранспортом связаны с вывозом его с лесозаготовительных пунктов, где для удобства погрузки и вывоза, как правило, лес сортируется отдельно по видам и длине, а при вывозе пиломатериалов их формируют в транспортные пакеты массой до 5т.
Для транспортировки лесного сырья используются как отдельные автомобили-лесовозы и сортиментовозы, так и специальные автопоезда. Современный автопоезд состоит из автомобиля-тягача, к которому присоединен либо прицеп, либо полуприцеп, или же роспуск. Возможна различная комбинация прицепных единиц, например, к прицепу может быть присоединён дополнительно роспуск.
Во время движения на автопоезд действуют различные силы - силы тяги, тормозные силы, силы сопротивления движению. Последние складываются из основного сопротивления, зависящего, главным образом, от рельефа дороги, и дополнительного, учитывающего скорость ветра, уклоны-подъёмы, криволинейные участки пути и т.д. Равнодействующая всех этих сил при движении автопоезда, равна нулю.
Высокая проходимость лесных автопоездов достигается за счет использования многоосных автомобилей-тягачей, арочных и широкопрофильных шин, прицепов с ведущими мостами и т.п.
При незначительных силах сопротивления движению тягач может комплектоваться несколькими прицепами. Если в составе автопоезда только прицепы, то его называют прицепным, если же тягач-лесовоз буксирует полуприцеп, а соединительным звеном является седло тягача, то это - седельный автопоезд.
Более 20% в цене леса-кругляка, который является основой доходов лесных хозяйств, составляют транспортные затраты на перевозку лесовозами. Поэтому, в увеличении полезной нагрузки на автопоезд, как в средстве, которое может снизить себестоимость транспортировки, крайне заинтересованы все лесозаготовители. При одинаковых условиях движения себестоимость перевозки автопоездом минимум на 30% ниже, чем доставка того же объёма грузов одиночным грузовиком, при этом производительность автопоезда в 1,5 раза выше, несмотря на некоторый «проигрыш» в скорости движения.
Существует множество различных конструкций прицепов, полуприцепов и роспусков. Основой для их деления является количество осей, т.к. существуют одно-, двух- и многоосные конструкции. Для вывоза щепы пользуются как обычными общепромышленными прицепами, так и наша промышленность выпускает специализированные прицепы-щеповозы.

Лесовозы - надёжнейший транспорт.

В отечественных лесовозных автомобилях-тягачах в качестве базовых используются шасси ГАЗ, КрАЗ, МАЗ, но наиболее распространено использование шасси ЗиЛ, КамАЗ и Урал.
Базовые шасси обычно комплектуются лесовозной платформой, например, платформой ОЛ-1, выпускаемой Великолукским заводом Лесхозмаш. Это предприятие - одно из передовых среди производителей лесного оборудования.

ОЛ-1 представляет собой специальную платформу, имеющую в передней части мощную решётку для защиты кабины, а примерно посередине находится поворотный коник. Платформа разрабатывалась для перевозки всех видов лесоматериалов и используется, в основном, в сочетании с прицепом-роспуском, поэтому поворотный коник необходим для маневрирования лесовоза. Конструктивно он представляет собой балку, имеющую возможность поворачиваться вокруг оси, жестко закрепленную на платформе. К балке крепятся две стойки по краям, которые могут быть либо жёстко закреплены на балке, либо соединятся с балкой осями, получая, таким образом, возможность откидываться. Такой коник называется распашным. Откидывающиеся стойки значительно облегчают процесс погрузки-разгрузки. Между собой стойки соединены тросами с замками. Роль стоек - надёжное крепление леса при транспортировке. По требованиям техники безопасности, для предотвращения возможности сдвига леса на кабину, на транспортной платформе, кроме решётки со стороны кабины, должны быть установлены шипы или гребёнки противоскольжения, предотвращающие сдвиг брёвен. Лес должен быть закреплён очень надёжно, ведь его приходиться перевозить по бездорожью, порой, на значительные расстояния.

Лесхозмаш предлагает и готовые лесовозы на шасси Урал и КамАЗ с колёсной формулой 6х4 и 6х6, укомплектованные передовыми техсредствами.

Лесовозы ТОК-70 на базе шасси КамАЗ 43118 и 4310, в комплекте с прицепом-роспуском ГКБ 9851(9019-012), производсва УралСпецТрансМаш, выпускает ещё одно предприятие из Великих Лук, Велмаш -С.

На надрамнике стандартного лесовоза размещают распашной коник. Г/п тягача ТОК-70 составляет 8т, а при использовании роспуска автопоезд может транспортировать 22 м3 леса.
Лесовоз ТОУ-70, предназначенный для транспортировки хлыстов и длинномерного сортамента, базируется на шасси Урал-5557-40, эта машина также используется с прицепом-роспуском. Г/п самого тягача 8,85т, а в комплекте с роспуском он перевозит за раз до 22 м3 леса.
Выпускаемые Велмашем сортиментовозы ТОК-70.1 и ТОК-70.2 разрабатывались для перевозки средне- и длинномерного сортамента. На шасси КамАЗ различных модификаций установлено техоборудование - неповоротные и нераспашные коники, служащие для крепление леса и ограничения раскатыванию при погрузке. В зависимости от модификации шасси меняются г/п сортиментовозов, объёмы перевозимого груза и некоторые габаритные размеры. Так, самый лёгкий ТОК-70.1 на шасси КамАЗ 53215 с полной массой 19,28т имеет г/п 6,9т и везёт одноразово 15 м3 сортамента длиной до 6м. А наиболее массивный ТОК-70.2 на шасси 6520 при полной массе 26,8т имеет г/п 12,26т, при этом перевозимый объём составляет 23 м3, а максимальная разрешённая длина перевозимого сортамента 6,5м. Все сортиментовозы могут комплектоваться прицепами.
Например, 2-осным Ставропольского завода автоприцепов СЗАП-8357А, г/п 12,5т и длиной 8,26м, или 2-осным Нефаз-8332 пр-ва Нефтекамского автозавода, с внутренней длиной 6,03м и г/п 9,98т.
Майкопский машзавод также производит лесовозы на базе КамАЗов и Уралов, выпускает автомобили-сортиментовозы на шасси КрАЗ-6133М6, рассчитанные на перевозку 17м3 лесоматериалов длиной до 6м. По желанию заказчика сортиментовоз комплектуются спецприцепом -сортиментовозом КрАЗ-А181М2 г/п 12,5т, который сконструирован для перевозки сортамента длиной до 7м.
Сортиментовозы на шасси КамАЗ 43118, 53228,53215, и на шасси МАЗ 6303, 6303А5, 5393А8 производит Солобальский машиностроительный завод. Стандартное шасси модернизируется путём установки на надрамник ограждения защиты кабины, 4 коников, другого оборудования по согласованию с заказчиком.
Большой ассортимент лесовозов и сортиментовозов хорошего качества на базе КамАЗов и Уралов собирает и реализует ЗАО Пермский Завод Грузовой Техники, входящий в группу компаний Грузовая техника.
Лесовозы и сортиментовозы, как правило, комплектуются технологическим оборудованием. Так, Солобальский машзавод комплектует сортиментовозы двумя лебёдками, имеющими привод от коробки отбора мощности. Они эффективно используются при увязке сортамента, а также при погрузке на тягач освободившийся от брёвен прицепов - и п/прицепов-роспусков.
Очень распространена комплектация лесовозов гидравлическими манипуляторами. Конечно, стоит тягач с гидроманипулятором дороже обычного, но дополнительные затраты быстро окупаются, особенно, если лесовоз работает на участках с небольшими объёмами лесозаготовок, т.к. отпадает необходимость в периодическом привлечении погрузочно-разгрузочных машин - кранов, погрузчиков и т.д.
Обычно манипулятор устанавливается за кабиной, т.к. это не ограничивает возможности присоединения к прицепу другого прицепа или роспуска. Если же это сортиметовоз, перевозящий, в основном, относительно короткие брёвна, то выгодно установить манипулятор на заднем свесе, в конце платформы или рамы. В этом случае, роспуск уже присоединить нельзя, но гидроманипулятор может грузить и основную платформу тягача, и полноценный прицеп-сортиментовоз, когда есть потребность в его использовании.
Отечественная промышленность производит большой ассортимент лесных гидроманипуляторов различной г/п, имеющих различные схемы складывания, а также различное - ручное и автоматическое, выдвижение балок аутригеров.
Холдинговая компания Подъёмные машины объединила крупнейших российских производителей лесных гидроманипуляторов. Один из них, уже упоминавшийся выше, Великолукский Лесхозмаш, производит целую гамму надёжных манипуляторов, таких как МГМ-40А-60, МУГ-70М-71-00, VPL 70-71-00, VPL 70-76D, VPL 90-76 и др. Предприятие оказывает также услуги по монтажу своих манипуляторов на все виды отечественных шасси. Гидроманипуляторы комплектуют грейферными захватами челюстного типа, которые позволяют грузить сортамент, хлысты, доски и т.д. Цифры после букв в наименовании модели характеризуют величину грузового момента(г/м). Г/м манипулятора МУГ-70М равен 70 кН.м. Это значит, что при вылете стрелы в 3м манипулятор выдерживает нагрузку на захвате - 2,05т, а на максимальном вылете в 7м - 0,96т. Самый мощный манипулятор Лесхозмаша, VPL 90-76, имеющий г/м в 90 кН.м, укомплектован латвийским полноповоротным ротатором GR-110, гидрораспределителем RM-316 шведской компании Nord Нydraulic, импортными рукавами ВД. Максимальный вылет стрелы составляет 7,6м.
Специалисты завода утверждают, что по надёжности их гидроманипуляторы приближаются к импортным аналогам известных марок.
Большой выбор гидроманипуляторов представляет и второй участник холдинга, это уже упоминавшееся Архангельское предприятие Соломбальский машзавод. Выпускаются гидроманипуляторы как для установки на трелёвочные и обычные трактора, так и для оснащения лесовозов. Часть манипуляторов, СФ-62, СФ-65, СФ-75 и другие, являются отечественными аналогами продукции финской компании Loglift. Поскольку завод является эксклюзивным дилером шведского концерна Indexator, одного из крупнейших производителей ротаторов в мире, то и в своих изделиях машзавод широко применяет шведские ротаторы.
Использование легированных сталей в конструкциях, рассчитанных на самые сложные, в т.ч. и низкотемпературные условия эксплуатации, применение импортной гидравлики, прогрессивная пропорциональная система управления, позволяющая выполнять быстро и точно производственные действия, позволяя совмещать одновременно несколько операций - всё это свидетельствует о высоком качестве продукции СМЗ.
Линейка из 13 модификаций включает манипуляторы с г/м от 62 до 140 кН.м. Максимальный вынос грейферного захвата в самой компактной модели СФ-62 составляет 7,1м, а в модели СФ-85СТ с двойным телескопическим вылетом стрелы - 9,3м. Такие модели, как СФ-140Л, СФ-140ЛТ, разрабатывались для автономного использования, их стрелы позволяют производить работы на расстоянии 10м от оси опоры манипулятора.
Отличаются разнообразием конструкций гидроманипуляторы, собираемые компанией Велмаш-С. Ранее широко распространённые под маркой ПЛ, теперь их манипуляторы ОМПЛ пользуются не меньшим спросом. Завод производит около десятка видов гидроманипуляторов.
Модель ОМТЛ-70-02 разработана специально для лесопромышленного комплекса, и может монтироваться не только на лесовозы Велмаша, но и на все отечественные шасси. Гидроманипулятор ОМТЛ-70-02 имеет продольную схему складывания, что позволяет быстро привести агрегат в рабочее состояние. Максимальный вылет стрелы составляет 7,3м, г/п на максимальном вылете - 0,9т, а на вылете 3м - 2,05т.
Гидроманипулятор ОМТЛ-97 разрабатывался для погрузочно-разгрузочных работ с брёвнами большого диаметра, хлыстами большой массы и длины, поэтому в конструкции используется мощная гидросистема, позволяющая, в тоже время, производить плавное и точное управление, а также выполнять одновременно несколько операций. Например, стрелу или груз поднимать вверх, совершая, при этом, поворот на определённый угол. За счёт мощности гидросистемы ОМТЛ-97 при максимальном вылете в 7,3м г/п составляет 1,27т. При этом собственная масса манипулятора равна 2,26т, что всего на 0,1т превышает массу ОМТЛ-70-02.
Модификацией ОМТЛ-97 является модель ОМТЛ-97-04К. Её особенностью является наличие комфортной кабины, смонтированной на колонне манипулятора, а также использование двойного телескопического удлинителя, увеличивающего вылет стрелы до 8,6м. Кроме того, выдвижение и складывание балок аутригеров в этой модели производится при помощи гидроцилиндров, т.е. автоматически.
Манипулятор ОМТЛ-120-01 отличается Z-образной схемой складывания в транспортном положении. Основным преимуществом такой схемы является то, что цент тяжести манипулятора в сложенном положении находится ниже, чем при продольной схеме, что добавляет устойчивости и маневренности самому тягачу. Это самая мощная модель Велмаша, г/п на 5м вылете составляет 2,44т, а при полной длине стрелы, а это 8,5м, обеспечивается г/п в 1,44т.
Гидроманипуляторы торговой марки Атлант-С производит Майкопский машзавод. Предприятие относится к ведущим в стране в области производства гидроманипуляторов, манипуляторы серии ЛВ используются не только по всей России, но и во всех странах СНГ. Завод освоил производство 25 моделей гидроманипуляторов. Сегодня выпускаются манипуляторы, имеющие диапазон г/м от 52кН.м, это модель ЛВ-184А-07, до 140кН.м, модель ЛВ-190-05. Максимальный вылет стрелы в модели ЛВ-190-07 составляет 9м, это наибольший вылет среди Атлантов.
Отличительной чертой Атлантов является использование почти на всех моделях механизированного выдвижения и убирания аутригеров.
Майкопские манипуляторы комплектуются кроме челюстных грейферов для погрузки круглых лесоматериалов, множеством сменных инструментов, вплоть до гидробуров, гидромолотов и даже специальных подхватов для работы с поддонами.
В конструкциях манипуляторов используются легированные спецстали, комплектующие производства ведущих европейских производителей. Сварные конструкции производятся с использованием качественной автоматической и полуавтоматической сварки.

Зарубежные «ориентиры» и наша действительность.

Высокая производительность при меньших эксплуатационных затратах - использованием этого принципа можно объяснить всё более широкое применение прицепов разных конструкций в лесозаготовительной отрасли.


Уже почти 3 года в Швеции реализуется проект «Ещё один штабель», разработанный для изыскания наиболее оптимального способа перевозки леса. В рамках проекта более 2 лет идут испытания 30-метрового автопоезда, состоящего из тягача Volvo FH16, с двигателем мощностью 485 кВт и, буксируемых им, 3 прицепов. Общая г/п автопоезда - 66т. Регулярное использование таких автопоездов, как показали исследования, снизят расход топлива на 20%, в пересчёте на 1т перевезённого леса, по сравнению с аналогичным расходом топлива при перевозке леса, уже ставшими традиционными в Скандинавии, 24-метровыми автопоездами. Использование 30-метровых автопоездов приветствуют и экологи, т.к. замеры показали, что выбросы диоксидов углерода при использовании этих транспортных средств уменьшаются минимум на 1/5, по сравнению с перевозкой этой же массы груза автопоездами других видов.
Рекордсменами же по части объёмов перевозок лесоматериалов считаются канадские лесозаготовителей. Их, можно сказать, жизнь заставляет устанавливать рекорды: брёвна канадской сосны, зачастую, имеют диаметр 1,5 м и более, поэтому редкостью не являются тягачи, буксирующие несколько прицепов, общей массой до 150 т, с высотой загрузки до 7 м.
Канадская компания Domtar является одной из крупнейших на всём Североамериканском континенте, сфера деятельности её  распространяется от лесозаготовок до переработки леса, включая выпуск изделий из дерева и производство бумаги. Компания давно освоила на своих лесозаготовительных участках использование т.н. двухкомплектных автопоездов. На первом этапе хлысты свозятся обычными лесовозами с одним прицепом на перегрузочную площадку, затем собранный лес вывозится на расстояние 80...100км автопоездами, в состав которых входит тягач Pacific или Challenger, с двигателем мощностью 300...470 кВт, буксирующий 2 прицепа.
Но компания активно применяет автопоезда с дополнительным третьим прицепом, что позволяет довести нагрузку на рейс до 200 м3(!). Известен пример, когда, в один из сезонов, компания вывезла с одного из лесоучастков 370 тыс.м3 хлыстов на расстояние 84 км. Для выполнения всей «операции» было задействовано 6 водителей, которые совершили 1750 рейсов на 3 автопоездах, состоящих из тягача и 3 прицепов.
В нашей стране нет необходимости использовать столь грандиозные прицепные конструкции, но и не использовать преимуществ автоприцепов нет резона. Тем более что отечественное производство прицепов поставлено на достаточно высоком уровне.

Деловой Лес
Безусловно, прицепная импортная техника, скажем, «лесные» прицепы финской компании Kesla или немецкой Doll Fahrzeugebau GmbH, выглядят привлекательнее российских, собственная масса «их» прицепа, как правило, ниже массы нашего аналогичной г/п, скорее всего, детали конструкций «их» прицепов более надёжны. Но высокая первоначальная цена, дорогое последующее обслуживание и ремонт сводит к нулю все эти преимущества в глазах отечественного потребителя. А если учесть, что, например, в скандинавских странах, прицепная техника двигается, в основном, по облагороженным грунтовым дорогам, а у нас дорожные условия, порой, мягко говоря, специфические, то понятно, что эксплуатировать дорогую импортную технику просто экономически невыгодно.

Прицепы-роспуски.

Используя отечественные прицепные средства за один рейс сегодня можно перевезти до 50 м3 леса и более. Стоимость же прицепа, безусловно, значительно ниже стоимости автомобиля, а ремонт и техобслуживание прицепной техники гораздо проще и менее трудоёмко, чем этого требует использование отдельного автомобиля.
Прицепы, п/прицепы, роспуски - все эти виды прицепов для перевозки леса принципиально отличаются друг друга воздействием колес на дорогу и способом буксировки. Прицеп передаёт нагрузку на дорогу посредством только собственных колёс, а соединяется с тягачом тягово-сцепным устройством. Тогда как п/прицеп частично воздействует на дорогу своими колёсами, частично передаёт массу свою и груза через колёса тягача, а соединение с тягачом осуществляется с помощью опорно-сцепного устройства.
Роспуск является чем-то средним между прицепом и п/прицепом, он воздействует на дорогу через ложементы, установленные на платформе автомобиля, и через свои собственные ложементы-коники. Вертикальная нагрузка от собственной массы прицепа полностью передаётся на дорогу через колёса, а нагрузка от массы груза распределяется между колёсами роспуска и тягача.
Прицепы-роспуски применяются для перевозки хлыстов большой длины. Обычный прицеп-роспуск - достаточно простое и в тоже время эффективное средство для перевозки леса. Поэтому производством роспусков занимаются несколько десятков российских предприятий.
В зависимости от г/п роспуски могут иметь от одной до трёх осей. Соединение тягача с прицепом-роспуском происходит либо при помощи дышла, либо, если перевозится лес длиннее 8,5 м, с помощью крестообразной сцепки. Такой способ соединения обеспечивает на поворотах движение прицепа по следу тягача, что существенно повышает проходимость автопоезда. Крестообразная сцепка представляет собой 2 троса, каждый из которых соединен одним концом с поперечной тяговой балкой тягача, а другим - с тяговой балкой роспуска. Для предохранения тросов от разрыва, для обеспечения необходимой маневренности на поворотах и спусках-подъёмах на тросах имеются регулировочные муфты. Крестообразная сцепка может иметь и гидравлический привод.
Электропроводка и воздушный трубопровод для привода тормозных механизмов размещают внутри дышла для защиты от повреждений.
Роспуски с телескопическим дышлом применяют там, где необходимо менять длину автопоезда, когда вывозится партии сортимента или хлыстов, значительно отличающиеся по длине. Для изменения линейного размера между кониками машины и роспуска передняя часть дышла может выдвигаться или убираться, а задняя часть позволяет менять расстояние за счёт перестановки шкворня роспуска в отверстия, имеющиеся на дышле, расположенные ближе или дальше от тягача.
Прицепы-роспуски со складывающимся дышлом имеют в средней части дышла шарнир с горизонтальной осью, что даёт возможность складывания, а входящая в комплектацию лебёдка позволяет устанавливать роспуск на платформу тягача во время холостого пробега. Это уменьшает габариты автопоезда без груза, увеличивает маневренность и среднюю скорость движения, существенно экономит топливо и продлевает срок службы покрышек роспуска.
Одно из ведущих предприятий отрасли, Пермский завод грузовой техники, при разработке своей продукции тесно сотрудничает с Пермским Гостехуниверситетом. Поэтому, к особенностям роспусков ПЗГТ можно отнести их высочайшую надёжность. Соединительный элемент - дышло, на ПЗГТ изготавливается из толстостенных прямоугольных труб, а кониковые балки и тумбы имеют внутренние рёбра жёсткости. Прочность этих и других элементов конструкции обеспечивает 50% запас прочности всего изделия.

www.s-to.spb.ru
Для небольших объёмов леса можно использовать лёгкие прицепы-роспуски ПЗГТ. Они имеют г/п до 12 т и могут перевозить, в зависимости от исполнения, как сортамент от 6 до 9 м (мод. 907310), так и хлысты, длиной до 24 м и более (мод. 90731А, 90731В). Подвеска в таких роспусках - безрессорная, при  использовании прицепов в нормальных дорожных условиях, при движении по шоссе, на ось тележки устанавливают сдвоенные колёса со скатами обычного профиля. В условиях бездорожья используется односкатная комплектация с установкой шин повышенной проходимости.
Прицепы-роспуски аналогичной, но значительно более массивной конструкции, мод. 907320, 90732А, 90732В, рассчитаны на перевозки сортамента и хлыстов общей массой 16 т.
Тавдинский машзавод, имеющий многолетний опыт создания лесотранспортных прицепов, производит около 2 десятков прицепов-роспусков различной г/п и конфигурации. Конструкции тавдинских роспусков позволяют регулировать длину в пределах 10400...11450 мм, г/п роспусков от 8,5 до 20 т. Модель ГКБ-9383 снабжена механизмом самовытаскивания, обеспечивающим загрузку роспуска на тягач при движении без груза. По отдельным заказам завод производит прицепы-роспуски с дополнительным усилением балансиров, рам, стоек, оснований коников, что обеспечивает повышенную надёжность и увеличивает г/п до 24 т.
Большой выбор роспусков высокого качества собственного производства предлагает компания Урал СТ, г. Миас. В ассортименте роспуски и с коротким, и с телескопическим, и с универсальным дышлом, 1 и 2-осные, г/ п от 11,7 до 21 т, предназначенные для работы на дорогах с твёрдым покрытием, так и в условиях бездорожья.

Прицепы и п/прицепы.

Значительно повышает производительность тягача-лесовоза комплектация его прицепом - сортиментовозом. Наиболее универсальные современные прицепы-сортиментовозы имеют раму изменяемой длины, а также регулируемую высоту коников.
В основном, в качестве базовых, используются прицепные шасси НефАЗ и Маз. Уже упоминавшийся Пермский завод, выпускающий практически весь спектр основных существующих конструкций лесных прицепов, производит на базе этих шасси модели сортиментовозов г/п от 8,0 т (мод. 844010) до 37,0 т (мод.84400D).
Тавдинский машзавод выпускает прицеп-сортиментовоз 9019-02 для перевозки брёвен длиной до 6 м г/п 15,4 т. При установке дополнительных коников прицепом можно перевозить пакеты 2-метрового сортамента.
ЗАО Транслес, г. Химки, серийно производит целый модельный ряд прицепов-сортиментовозов с повышенными показателями надёжности. Прицепы Транслеса отличаются прочной рамой, низкой погрузочной высотой при увеличенном дорожном просвете, повышенной поперечной устойчивостью. Предприятие производит прицепы собственной разработки (8301, 8302, 8348 и т.д.), а также модернизирует прицепы на базе СЗАП, МАЗ. Популярная 2-осная модель Т-8348 за один рейс перевозит 24,8 м3 сортимента длиной 4-6,5 м, а прицеп-сортиментовоз мод.Т-8302, г/п 14,4 т, используют для транспортировки брёвен длиной до 8,5 м.
Но наибольший экономический эффект достигается от использования в составе автопоезда п/прицепов. Соединение п/прицепа с тягачом имеет более высокую устойчивость по сравнению с другими видами автопоездов, обладает хорошей маневренностью и проходимостью, т.к. длина такого автопоезда короче прицепного, а использование седельной сцепной системы уменьшает виляние п/прицепа при движении.
Более  «передовые» современные п/прицепы для перевозки леса снабжаются раздвижными кониками, поэтому их ещё называют «щироковозами». П/прицеп такого типа, кроме брёвен и пиломатериалов, может транспортировать вагоны-бытовки, различные ёмкости, контейнеры и т.д.
Часто, на практике, требуется изменение длины п/прицепа. Использование таких  конструкций, позволяющих регулировать длину платформы, делает п/прицепы более универсальными. Например, платформа п/прицепа-сортиментовоза МАЗ 99864-010 может удлиняться до 6 м.
Большую номенклатуру п/прицепов производит Челябинский машзавод, который более 50 лет занимается производством прицепов. П/прицеп ЧМЗАП 9906-038 специально создан для перевозки древесины. Г/п «изделия» - 18,5 т, собственная длина платформы -12,59 м, а применение раздвижных коников увеличивает ширину загрузочного пространства до 3,5 м.
Универсальные п/прицепы ПЗТП 84400С и 84400D, благодаря раздвижным коникам, позволяют максимально увеличивать ширину платформы до 3,7м. Причём, раздвижные коники вмонтированы в раму п/прицепа. Это, с одной стороны, повышает прочность всей прицепной конструкции, а с другой, коники и направляющие конструктивно установлены заподлицо с настилом, т.е. погрузочная площадка представляет собой ровную поверхность. Если возникает необходимость в демонтаже коников, то их направляющие е разбирать для этого не требуется, т.к. они вварены в раму п/прицепа.
Тавдинский машзавод освоил выпуск 3-осного п/прицепа 93071Д-10, не имеющего отечественных аналогов. За счёт увеличенной длины платформы, такой п/прицеп одновременно может перевозить по 3 пакета 6-метровых брёвен, г/п прицепа составляет 43,5 т.
Около 10 видов п/прицепов-сортиментовозы производит одно из лучших отечественных предприятий по производству прицепов ООО Политранс. Сотриментовозы марки ТСП рассчитаны на работу в тяжёлых климатических условиях, там, где нет дорог в обычном понимании. Выпускаются, 2- и 3-осных сортиментовозы, г/п от 17,3 до 29 т.

Щеповозы.

Вывоз щепы, конечно, можно осуществлять обычным бортовым грузовиком. Но если объёмы большие это экономически не выгодно, и не только в силу более высокой удельной стоимости перевозки. Для того чтобы вывезти щепу из леса, как правило, нужен автомобиль высокой проходимости. Держать такой автомобиль под погрузкой, а затем перевозить им щепу на значительные расстояния не рационально. Гораздо более целесообразно использовать специальные п/прицепы-щеповозы. Такой прицеп сразу может вывезти значительный объём щепы, отвезти же его к месту переработки отходов разкряжовки может любой седельный тягач.
Тавдинский машзавод выпускает п/прицеп-щеповоз ТМЗ-9308-10. Это 1-осный п\прицеп, имеющий 2 пары сдвоенных колёс, тем не менее, г/п составляет 15 т. За один рейс п/прицеп способен перевезти 28 м3 щепы, а при установке дополнительных бортов - до 40 м3.
Несколько более дорогой вариант п/прицепа-щеповоза предлагает крупный производитель отечественных прицепов, предприятие Тонар. Щеповоз 97461 имеет сдвижной пол, представляющий собой ряд продольных алюминиевых балок, которые могут совершать возвратно-поступательное движение в продольном направлении. За счёт этих движений вся щепа выгружается без подъёма кузова максимум за 15 минут. Это выгодно при выгрузках-погрузках в низких складах, в производственных помещениях, при перевозке не только щепы, но и древесных опилок, коры, и многого другого. Объём кузова «тонаровского» щеповоза - 82,6 м3, а г/п - 27,2 т.
Интересна модель САТ-105, которую производит белорусское предприятие Спецавтотехника, также хорошо известный в России производитель различной прицепной техники. Это 2-осных п/прицеп г/п 13,5 т, имеющий рессорную подвеску. В п/прицепе нет лонжеронной рамы, что снижает собственную массу машины примерно на 2 т по сравнению с «рамными» аналогами. Объём кузова составляет 29 м3. Причём, если установить надставные сетчатые борта, которые позволяют увидеть высоту загрузки и незначительно увеличивают вес конструкции, объём кузова увеличивается до 41 м3. Удорожание же щеповоза, с учётом экономического эффекта от увеличения полезного объёма, можно считать несущественным. Разгрузка п/прицепа осуществляется за считанные секунды, кузов выгружается назад, поднимаемый 3-я трёхсекционными телескопическими гидроцилиндрами.

 В общем, состояние отечественной прицепной техники вселяет уверенность, что хотя бы в этой области, нам опасаться зарубежной конкуренции пока не приходится. Значит, логично было бы задуматься о её экспорте.

Николай Протасов

 Опубликовано в РИО "Деловой Лес" № 9 (141) 2012г. стр.55

 Опубликовано в РИО "Деловой Лес" № 10 (142) 2012г. стр.44