Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2863

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Аналитика

Об угрозе монополизации лесоустройства и ее возможных последствиях

В настоящее время в Министерстве юстиции РФ проходит процедуру государственной регистрации приказ Минприроды России от 3 февраля 2017 года № 55 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции". Приказ был направлен на государственную регистрацию повторно, после того, как в первый раз он был возвращен без государственной регистрации из-за выявленных в ходе правовой и антикоррупционной экспертиз недостатков.

Новая редакция этого приказа и утвержденной им Лесоустроительной инструкции, направленная в Минюст в апреле 2017 года, пока недоступна, но известно, что она принципиально не отличается от первоначальной. В частности, в ней сохранен третий абзац пункта 5, согласно которому "лесоустройство осуществляют организации, имеющие лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну".

Фактически внесение этого требования в Лесоустроительную инструкцию представляет собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам - что прямо запрещено статьей 15 федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Необходимые и достаточные меры по защите государственной тайны предусматриваются пунктом 8 этой Лесоустроительной инструкции, согласно которому "использование при лесоустройстве информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне". Таким образом, дополнительные требования, установленные пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, выходят за рамки требований федерального закона "О государственной тайне", и являются с этой точки зрения заведомо избыточными.

В настоящее время значительная часть лесоустроительных работ (оценочно - от 30 до 50%) выполнятся субъектами малого и среднего предпринимательства, не имеющими лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и без использования информации, составляющей государственную тайну. Качество выполняемых ими лесоустроительных работ не всегда высокое, но нет никаких свидетельств того, что оно ниже, чем у крупного государственного исполнителя лесоустроительных работ, имеющего лицензию на работу с гостайной (ФГБУ "Рослесинфорг").

Введение вышеуказанного требования по наличию лицензии на работу с гостайной в Лесоустроительную инструкцию приведет к тому, что субъекты малого и среднего предпринимательства, выполняющие в настоящее время лесоустроительные работы, будут вынуждены или прекратить свою деятельность, или понести дополнительные непроизводительные расходы, которые сделают их в большинстве случаев неконкурентоспособными. Выиграет от этого ФГБУ "Рослесинфорг", которое фактически станет монополистом в сфере проведения лесоустройства. Фактически за счет этого будет установлена государственная монополия на лесоустройство, не предусмотренная действующим законодательством.

Как и любая другая монополистическая деятельность, установление госмонополии на лесоустройство неизбежно приведет к следующим последствиям:

1. Снижению качества лесоустроительных работ - поскольку при фактическом отсутствии конкуренции рыночные стимулы к качественной работе исчезнут, и останутся только административные, которые, как показывает опыт последних многих лет, в системе Рослесхоза и подведомственных учреждений практически не работают;

2. Росту цены лесоустроительных работ - поскольку отсутствие конкуренции создает условия для произвольного, по усмотрению организации-монополиста, установлению расценок на работы (особенно в условиях превышения спроса над предложением);

3. Уходу из отрасли значительной части наиболее квалифицированных специалистов в области лесоустройства - поскольку возможности для работы негосударственных лесоустроительных организаций радикально сократятся, а работа в нынешнем Рослесинфорге в силу множества причин далеко не для всех приемлема;

4. Дальнейшему падению престижа профессии "инженер-таксатор" - поскольку у большинства квалифицированных специалистов просто не останется выбора, где работать, что позволит государственному монополисту обращаться с ними менее уважительно;

5. Дальнейшему сокращению объемов лесоустроительных работ, и все более быстрому устареванию информации о лесах Российской Федерации, в том числе по лесным районам, в которых ведется интенсивное лесопользование.

В результате производительная способность российского лесоустройства в целом (всех государственных и негосударственных организаций вместе взятых) за первые пару лет действия новой Лесоустроительной инструкции может сократиться на 30-50%. Для российского лесного хозяйства это будет иметь самые губительные последствия, поскольку именно лесоустройство является основой для организации любой сколько-нибудь эффективной лесохозяйственной деятельности.

Чтобы этого не произошло, необходимо добиться, чтобы требование об осуществлении лесоустройства организациями, имеющими лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, было из новой Лесоустроительной инструкции исключено.

Скорее всего, проект, находящийся сейчас на регистрации в Минюсте, будет возвращен без государственной регистрации даже без каких-либо дополнительных действий со стороны профессионального сообщества. Однако, есть риск, что в силу какой-нибудь случайности, оплошности конкретного сотрудника министерства, проект будет зарегистрирован.

Сейчас очень желательно сейчас подсказать Минюсту, что регистрировать эту редакцию Лесоустроительной инструкции нельзя ни в коем случае. Для этого можно воспользоваться формой для электронных обращений граждан на сайте Минюста:

Электронные обращения в Министерство юстиции РФ

Вот примерный текст обращения, который можно вставить в эту форму (в окно "Текст обращения"):

Министру юстиции Российской Федерации Коновалову А.В.

Уважаемый Александр Владимирович!

В апреле 2017 года в Министерство юстиции РФ повторно поступил на государственную регистрацию приказ Минприроды России от 3 февраля 2017 года № 55 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции". Пункт 5 утвержденной этим приказом Лесоустроительной инструкции содержит не предусмотренные законодательством РФ требования к хозяйствующим субъектам - "лесоустройство осуществляют организации, имеющие лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну". Это требование является избыточным, поскольку пунктом 8 Лесоустроительной инструкции уже устанавливаются ограничения на использование при лесоустройстве информации, составляющей государственную тайну.

Фактически этот пункт направлен на подавление деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, выполняющих в настоящее время значительную (до половины) часть лесоустроительных работ, не требующих использования материалов, составляющих государственную тайну. Выгодоприобретателем этого является крупная государственная лесоустроительная организация, подведомственная Рослесхозу - ФГБУ "Рослесинфорг". Внесение этого требования в Лесоустроительную инструкцию представляет собой необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам - что прямо запрещено статьей 15 федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Установление данного требования, направленного на ограничение конкуренции, неизбежно приведет к дальнейшему сокращению объемов и снижению качества лесоустроительных работ в России, что самым губительным образом отразится на состоянии лесного хозяйства в целом.

В связи с этим прошу Вас не допустить государственную регистрацию приказа Минприроды России от 3 февраля 2017 года № 55 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", и вернуть приказ разработчику с целью устранения указанного недостатка.