Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2863

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости законодательства

Покупатель не обязан подтверждать подпись на счёте-фактуре

Законодательством не предусмотрена обязанность поставщика предоставлять покупателю копию документа на право подписи счетов-фактур уполномоченными лицами. Налоговики также не могут требовать копию подобных документов у покупателя.

 Поставщик не обязан подтверждать подпись на счёте-фактуре перед покупателем, а покупатель – перед налоговиками. Законодательством не предусмотрена обязанность поставщика предоставлять покупателю копию распорядительного документа или доверенности на право подписи уполномоченными лицами счетов-фактур. Соответственно, у налогового органа отсутствует право требования у налогоплательщика-покупателя заверенной копии этих документов продавца. Эти разъяснения ФНС России содержатся в письме N ШС-37−. (См. ниже). Оно посвящено применению налоговых вычетов по счетам-фактурам.

Ведомство подробно разъясняет свою позицию. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 172 НК РФ.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса, счета-фактуры являются основанием для принятия сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Глава 21 Кодекса не содержит требований о направлении покупателю документов, подтверждающих полномочия лиц, подписывающих счета-фактуры, если они подписываются лицами, уполномоченными приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, разница подлежит возмещению (зачету, возврату) в соответствии с положениями статьи 176 Кодекса. После представления декларации орган фискальной службы проверяет обоснованность суммы, заявленной к возмещению, при проведении камеральной проверки в порядке, установленном статьей 88 Кодекса. Налоговики вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. В целях проверки достоверности и непротиворечивости сведений, указанных в счетах-фактурах, налоговый орган вправе истребовать необходимые документы (информацию) у контрагента или у иных лиц, а не у проверяемого налогоплательщика. Это определено статьёй 93.1 Кодекса

У налогового органа может возникнуть необходимость получить копию распорядительного документа или доверенности на право подписи уполномоченными лицами счетов-фактур. Документы могут быть истребованы по месту учета таких контрагентов.

Кроме того, налоговые органы вправе вызвать в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Это может быть, например, подтверждение достоверности подписи, проставленной в счете-фактуре, выставленном продавцом. Правовыми основаниями для подобных действий служат подпункт 12 пункта 1 статьи 31 и статья 90 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 9 августа 2010 г. N ШС-37-3/8664

Федеральная налоговая служба, рассмотрев вопросы, касающиеся применения налогоплательщиком-покупателем налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным налогоплательщиком-продавцом и подписанным уполномоченными лицами, а также о наличии обязанности покупателя представлять в налоговый орган копию распорядительного документа продавца или доверенности продавца на право подписи уполномоченными лицами этих счетов-фактур, сообщает следующее.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность поставщика предоставлять покупателю копию распорядительного документа или доверенности на право подписи уполномоченными лицами счетов-фактур и, соответственно, у налогового органа отсутствует право требования у налогоплательщика-покупателя заверенной копии этих документов продавца.

Поэтому при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры являются основанием для принятия сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи.

На основании пункта 6 статьи 169 Кодекса счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

При этом глава 21 Кодекса не содержит требований о направлении покупателю документов, подтверждающих полномочия лиц, подписывающих счета-фактуры, в случае если эти счета-фактуры подписываются лицами, уполномоченными приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Пунктом 1 статьи 176 Кодекса установлено, что в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статей 88 Кодекса.

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение, и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом. Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 статьи 88 Кодекса).

В целях проверки достоверности и непротиворечивости сведений, указанных в счетах-фактурах, представленных налогоплательщиком при проведении мероприятий налогового контроля, налоговый орган на основании статьи 93.1 Кодекса вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию), а не у проверяемого налогоплательщика.

В этой связи в случае если у налогового органа возникает необходимость получения копии распорядительного документа или доверенности на право подписи уполномоченными лицами счетов-фактур, выставленных контрагентами налогоплательщику-покупателю, то налоговый орган вправе истребовать данные документы по месту учета таких контрагентов в порядке, установленном статьей 93.1 Кодекса.

Кроме того, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 31 и статьи 90 Кодекса налоговые органы имеют право вызывать для дачи показаний в качестве свидетелей любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (например, подтверждение достоверности подписи, проставленной уполномоченным физическим лицом в счете-фактуре, выставленном продавцом).

Действительный
государственный советник РФ
2-го класса С.Н.ШУЛЬГИН