Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости законодательства

Новый типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины предусматривает сохранение экстенсивного лесопользования

В Минюст России поступил на государственную регистрацию приказ Минприроды России от 20 декабря 2017 года № 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков". Согласно действующей редакции Лесного кодекса РФ, типовые договоры аренды для всех видов использования лесов теперь должен утверждать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Минприроды России). Раньше типовой договор аренды лесного участка должен был утверждаться Правительством РФ, поэтому пока действует типовой договор аренды лесного участка, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2015 года № 1003.

Новый (пока не прошедший государственную регистрацию) типовой договор аренды лесного участка для заготовки древесины, как и ныне действующий, фактически предусматривает сохранение экстенсивного (бесхозяйственного) лесопользования и не устанавливает сколько-нибудь ясных требований к выращиванию лесов. Главное, от чего зависит успешность воспроизводства и выращивания хозяйственно ценных лесов - это ранний уход за молодняками и лесными культурами (осветления и прочистки). Без своевременного и качественного проведения этих лесохозяйственных мероприятий результаты лесовосстановления в подавляющем большинстве случаев оказываются нулевыми. Договор же не устанавливает никаких требований, определяющих, в каких объемах должны проводиться эти мероприятия.

В Приложении №7 к договору аренды, где указываются объемы и сроки исполнения работ на арендуемом лесном участке, приводятся только работы по обеспечению пожарной безопасности в лесах, по обеспечению санитарной безопасности в лесах, и по лесовосстановлению (при том, что по действующему законодательству уход за молодняками входит в понятие "воспроизводство лесов", но не входит в понятие "лесовосстановление" - лесовосстановление и уход регулируются разными статьями Лесного кодекса кодекса и разными правилами).

Собственно уход за лесами упоминается в новом типовом договоре (как и в старом) дважды: в пункте про неустойки (в контексте требований к очистке лесосек), и в приложении №3, где указываются объемы заготовки древесины при уходе за лесами всего, по защитным и по эксплуатационным лесам. Объем заготовки древесины при уходе за лесами - показатель, имеющий мало общего с общими масштабами и лесоводственной эффективностью ухода за лесами в целом: к осветлениям и прочисткам он вообще не относится, в остальных случаях он характеризует лишь побочный, а не основной результат ухода.

Действующее законодательство вообще нигде конкретно не определяет, в каких объемах каждый конкретный лесопользователь-арендатор должен проводить мероприятия по уходу за лесами, и каких результатов достигать - это должно устанавливаться Проектом освоения лесов в каждом конкретном случае в индивидуальном порядке. На практике это приводит к тому, что в подавляющем большинстве случаев ранний уход за молодняками и лесными культурами выполняется лесопользователями в совершенно недостаточном количестве и с очень низким качеством - что, собственно, и является главной особенностью экстенсивной (бесхозяйственной) модели лесопользования. Новый типовой договор аренды эту ситуацию в полной мере сохраняет.