Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование  
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2863

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Технологии и оборудование

Харвестер или модернизированный экскаватор - что предпочесть?

Жизнь диктует свои резоны.

Примерно в середине второй половины ХХ века среднее советское лесозаготовительное предприятие обеспечивало объём заготовки на уровне 200тыс.м3 в год. Естественно, что для переработки таких объёмов рационально было устанавливать дорогостоящее заготовительное и складское, часто стационарное, специализированное оборудование. Высокопроизводительное оборудование, несмотря на значительную стоимость, обеспечивало низкую себестоимость производимой лесопродукции.

К концу ушедшего века крупные лесозаготовительные предприятия распались на множество предприятий со средним годовым объёмом лесозаготовок 40...50тыс.м3. В экономических отчётах появился термин - малообъёмные лесопромышленные предприятия. Естественно, использовать прежнее оборудование, дорогое в обслуживании, энергоёмкое, оказалось не рентабельно в рамках изменившихся объёмов.

Не всегда рентабельным оказалось и применение мобильных современных лесозаготовительных комплектов, тоже, кстати, не дешёвых, состоящих из харвестера - самоходной многооперационной лесосечной машины на колёсной или гусеничной базе, и форвадера - лесотранспортной машины для сбора, погрузки и транспортировки сортиментов по волокам, усам и лесовозным дорогам к местам складирования. По расчётам экономистов, при годовом фонде рабочего времени в 250 дней использование группы «харвестер+ форвардер» целесообразно при объёме лесозаготовок не менее 100тыс.м3/год.

Малообъёмные предприятия получили распространение не только в нашей стране, но и в других странах. Только в Швеции зарегистрировано более 300тыс. лесовладельцев-частников. Сначала в скандинавских странах, затем у нас, а также в развивающихся странах Южной Америки и Азии, успешно стали применять технологию лесозаготовок, основанную на использовании т.н. «модульных машин».

Принцип этого метода заключается в том, что основное технологическое оборудование является навесным или прицепным, агрегатируется же оно с энергетическим модулем или, говоря проще, базовой машиной. Чаще всего в этом качестве выступают колёсные или гусеничные трактора общего назначения, а также промышленные экскаваторы.

Преимущества такого подхода при небольших объёмах производства очевидны: одну машину можно задействовать на различных лесозаготовительных и лесохозяйственных работах. За счёт этого расширяется возможность технологического манёвра на небольшом предприятии, снижаются экономические риски.

Экскаватор - машина универсальная.

Название этого вида спецтехники произошло от латинского excavo, что означает долблю. Первые машины, работающие по принципу современного экскаватора, применялись ещё в Древнем Египте и Древнем Риме, они были задействованы при работах по углублению русел рек и каналов.

Учёный, во многом опередивший своё время на века, Леонардо да Винчи, в начале XVI века уже предложил чертежи экскаваторов-драглайнов, являющихся прообразами современных конструкций.

Изобретение экскаваторов позволило механизировать работы, которые до этого выполнялись исключительно вручную и требовали значительных человеческих ресурсов.

Сегодня экскаватор - серийно выпускаемая машина, предназначенная для работы в тяжёлых условиях. Гидравлический привод позволяет реализовать большие передаточные числа от ведущего звена источника энергии к рабочим механизмам и органам машины.

Широкое распространение экскаваторы получили, во-первых, потому, что наряду с высокой мощностью, конструкция экскаватора, как никакая другая, позволяет использовать широкую номенклатуру рабочего навесного оборудования - телескопические агрегаты, лопаты с двухчелюстными ковшами, грейферы, рыхлители, планировщики, разнородные захваты, крановое оборудование для монтажных работ и, конечно, оборудование для лесозаготовительных работ. А во-вторых, массовое производство экскаваторов позволяет проще решать вопросы снабжения запчастями, обеспечение выполнения регламентных работ по ТО.

Этапы превращения.

Преобразование гусеничного экскаватора в лесную машину происходит в несколько стадий. На начальном этапе вместо ковша монтируется харвестерная головка. Она устанавливается либо совместно с ковшом-балкой и ротатором, либо с использованием переходника-адаптора. Для полноценной работы головки может потребоваться доработка существующей гидросистемы, установка джойстиков системы управления функциями головки.

На следующей ступени машина оснащается контрольно-измерительной аппаратурой, позволяющей определять все необходимые параметры, необходимые для качественной лесозаготовки.

Кабину и моторный отсек строительного экскаватора дополнительно защищают, устанавливая ограждения, предохраняющие оператора и двигатель от падающих стволов, веток, а моторный отсек - от попадания опилок и других мелких предметов, окружающих машину в процессе работы на лесосеке.

Кроме того, меняется стандартное автостекло кабины на высокопрочное поликарбонатное. А для работы в условиях плохой освещённости устанавливаются мощные галогенные, а ещё лучше, дающие большую освещённость, ксеноновые, фары, позволяющие переоборудованному экскаватору не снижать производительности и при работе в ночную смену.

Аргументы в «защиту» экскаватора.

В результате преобразований полученная машина может работать полноценным харвестером на делянке, либо в качестве  процессора, т.е. удалять с ранее поваленного хлыста ветки и сучья, на площадках и складах, предназначенных для лесопереработки.

Надо заметить, что режимы работы экскаватора-харвестера не такие тяжёлые, как при работе экскаватора в качестве землеройной машины, а металлоконструкции экскаватора рассчитываются именно на такие повышенные нагрузки. Таким образом, используя экскаватор на лесных работах, можно вполне рассчитывать на длительный срок его эксплуатации.

Первый, и 100%-ный козырь переоборудованного экскаватора перед специализированным харвестером - цена. Покупка экскаватора, дооснащение его необходимым оборудованием и отдельными деталями стоит значительно дешевле приобретения харвестера аналогичных параметров. Например, можно приобрести переоборудованный экскаватор Hitachi 210H-3 с харвестерной головкой Log Max7000 и стрелой-удлинителем за €239тыс. Или даже более дешёвый вариант: экскаватор Kobelco массой 21т, укомплектованный харвестерной головкой Kesla Foresteri 25RH, с максимальным диаметром среза до O670мм, можно приобрести за €215 тыс. А сопоставимый по характеристикам колёсный харвестер John Deere 1270E предлагается за €450 тыс. Комментарии, как говорится...

Ещё одним аргументом в пользу экскаватора, хотя и несколько спорным, является проходимость. Хорошую проходимость такой машине, даже на слабых грунтах или в глубоком снегу, обеспечивает большой дорожный просвет и уменьшенное давление на грунт за счёт использования гусениц. Желательно только использовать не стандартные, шириной 600мм, траки, а более широкие, 700мм, с двойными грунтозацепами.

В сложных ситуациях, при проваливании на болотистых участках, экскаватор может даже опереться на стрелу для сохранения равновесия и создания зазора для подкладывания опорных брёвен. В подобной ситуации харвестер вряд ли сможет воспользоваться этим методом, т.к. стрела харвестера менее мощная, и её использовать в таких целях просто опасно.

А спорным аргумент о лучшей проходимости гусеничного экскаватора является потому, что всё-таки от передвижения на гусеницах почвенный слой травмируется значительно сильнее, чем при перемещении колёсной техники. И потом, гусеничная техника очень эффективна на просторных лесосеках, на участках с хорошей несущей способностью, так, где отсутствуют косогоры. Колёсные же лесные машины одинаково хорошо перемещаются практически в любых условиях, оказываясь, таким образом, более приспособленными к условиям лесозаготовки. Да и, кроме всего прочего, колёсную машину, севшую на днище, безусловно, легче вытаскивать, чем попавшую в аналогичную ситуацию, гусеничную.

Переезды - немаловажный аспект в технологии лесозаготовки. Если делянки находятся на значительном расстоянии, то достаточно очевидно, что без помощи тягача и трала не обойтись ни в случае использования экскаватора, ни в случае применения харвестера. Всё-таки обе эти машины не приспособлены для марш-бросков на десятки км.

Вообще же, колёсная лесная техника, в среднем, рассчитана на движение со скоростью 25км/ч, а по дорогам с покрытием и быстрее. Гусеничный же экскаватор передвигается со скоростью примерно 5км/ч. Так что переезжать на некоторые расстояния экскаватором, в принципе, можно. Важно только следить за температурой в бортовых редукторах и не выезжать на дороги с асфальтовым покрытием.

Универсальность, о которой уже упоминалось выше, является одним из важнейших преимуществ экскаваторов-харвестеров. Рентабельность экскаватора, в связи с возможностью его многоцелевого использования, значительно выше рентабельности харвестера. Экскаватор можно зимой использовать на лесозаготовке, а в теплое время привлечь для выполнения земляных или лесохозяйственных работ.

С ковшом это землеройная машина, а при установке лесного грейфера экскаватор становится незаменимой машиной при погрузочных работах на лесозаготовках. Увеличивается скорость погрузочно-разгрузочных работ, исключается ручной труд. Производительность заготовительных работ возрастает многократно и практически исключается травматизм.

Кроме лесных, существуют и многофункциональные грейферы, позволяющие выполнять несколько видов работ одним инструментом. Такие грейферы очень полезны при работах по очистке и благоустройству территории. В промышленной практике используются также ковши-грейферы, грейферы разрушительные, сортировочные, в т.ч. и оборудованные гидроротаторами и защитой РВД, что позволяет убирать обломки горных пород и бетона. Конструкций грейферов достаточно много, поэтому можно выбрать именно тот инструмент, который будет наиболее эффективен при решении актуальных производственных задач.

Немаловажный вопрос, особенно в наше «неспокойное» время - ликвидность. Тут тоже преимущества на стороне адаптированных экскаваторов. Реализовать экскаватор, бывший в эксплуатации несколько лет, значительно легче, чем харвестер аналогичного класса и состояния. Это объясняется более широким кругом покупателей экскаватора, которых интересует, опять же, более дешёвая и универсальная машина.

Выбор харвестерной головки - шаг ответственный.

Один из основных вопросов, который рассматривается при приобретении того или иного вида лесозаготовительной техники - производительность. Действительно, комфорт в кабине, плавная работа гидравлики, тихая работа двигателя и обзорность - это, безусловно, немаловажные свойства выбираемой машины, особенно с точки зрения оператора. Но производительность в глазах большинства предпринимателей будет всегда иметь гораздо большее значение при взвешивании аргументов «за» и «против». А одним из решающих факторов производительности является мощность двигателя и, согласованная с ним, мощность навесного режущего инструмента или харвестерной головки.

Харвестеры на базе экскаваторов оснащаются преимущественно тяжёлыми головками, такими как Log Max 750, Log Max 7000, AFM 60, AFM 60HD, Kesla Foresteri 30RH и др. Надёжность  головки - одно из важнейших её качеств. На практике, около 80% простоев при заготовке леса связано именно с поломками головок или систем измерения. Тяжёлые головки ведущих производителей отличаются высокой степенью прочности, позволяющей им выдерживать повышенные нагрузки.

Шведская компания Log Max AB является подразделением, ориентированным на производство харвесторных головок, компании Eco Log, специализирующейся, в свою очередь, на производство колёсных харвестеров и форвардеров. Продукция Log Max, несмотря на несколько более высокие цены, чем цены конкурентов, предлагающих аналогичные головки, пользуется неизменным спросом не только в Швеции, но и в Евпропе, в т.ч. и в России.

Прежде всего, это очень надёжная техника, никогда не подводящая в эксплуатации при правильном техническом обслуживании. Достаточно отметить, что рама головок Log Max изготавливается из 5 различных марок стали, обеспечивающих ей необходимую прочность и упругость. Зная, что слабым звеном конструкции, собранной из качественных материалов, могут стать сварные швы, сварочные процессы  производятся с применением последних современных технологий. Головки Log Max отличаются от аналогов других производителей лёгким доступом для обслуживания, что, безусловно, влияет на их ресурс.

Для защиты гидросистемы конструкцией предусмотрена минимальная подвижка шлангов. За счёт высокой эффективности насосов нагрев системы при эксплуатации незначителен, а расход топлива для обеспечения работы головки - минимален. В головках Log Max 7000 и 9000 применяется следящая система, автоматически меняющая усилие протяжки  при изменении рабочего давления, т.е. оператор может изменять скорость протяжки заданием определённого давления.

Сучкорезные ножи с длинными режущими кромками, разработанные Log Max, отличаются тем, что лёгко срезают, а не вырывают или ломают, сучья и ветки. Средняя глубина вдавливания вальцев в верхние слои ствола составляет не более 0,8мм, тогда как большинство аналогичных головок  работают с вдавливанием не менее 1,6...2мм, поэтому можно утверждать, что работая головками Log Max, поверхностный слой древесины повреждается очень щадяще.

Длина и диаметр меряются абсолютно точно при работе с любыми породами дерева и при любых погодных условиях. Для этого в комплект головки входят различные типы мерных колёс, устанавливаемых исходя из реальных условий работы.

Конструкция головки обеспечивает охват ствола ножами со всех сторон, причём ствол при этом не приживается к раме головки, что существенно облегчает его протягивание.

Финская компания AFM-Forester Ltd производит специальные, рассчитанные на установку именно на экскаваторы, однозахватные харвестерные головки. Пользуются спросом AFM - головки для т.н. хлыстовой заготовки, они более просты в использовании и сервисном обслуживании, а главное - дешевле сортиментных на 10-15%, не уступая им в качестве.

Головки типа AFM60, AFM60HD обрабатывают стволы до O750мм, а скорость подачи ствола до 6м/с. За счёт укороченной конструкции такие  головки плавно повторяют контур обрезаемого ствола, не делая различия между тяжёлыми в обработке лиственными породами, такими как берёза, тополь, дуб, каштан, и хвойными породами. Оригинальная система подачи ствола, при которой контакт происходит только с подающими роликами, без упора в сучкорезные ножи, сохраняет структуру древесины и не портит качества ствола. Хорошо зарекомендовавшая себя измерительная система Motomit IT, используемая в головках AFM, имеет русскоязычное меню и надёжно работает в любые, даже -400С, морозы.

Ещё одна финская компания, Kesla, является одним из тех производителей, про которых говорят, что цена их продукции ниже её качества. Мод.F30RH - самая большая в модельном ряде компании, сконструирована была специально для установки на экскаваторы. Три протяжных барабана обеспечивают силу протяжки до 30кН, а 5 режущих ножей делают работу головки высокопроизводительной. Продукция Kesla отличается простотой и надёжностью конструкций. На выбор заказчика модели комплектуются измерительными системами Motomit, отдельные опции предусматривают комплектацию базовых головок ротаторами и специальными удлинителями Xtender, а также измерительными приборами Ponsse OPTI и Timbermatic 300/300.

Мы упомянули только трёх производителей харвесторных головок, наиболее известных на нашем рынке. Но конкуренция в этом секторе производства нешуточная. Только в Европе около двух десятков компаний, производящих харвесторные головки, соревнуются за рынки сбыта.

Из этого следует, что отечественному потребителю, принявшему решение использовать экскаватор-харвестер, есть возможность подобрать именно тот вариант головки, который бы оптимально соответствовал его материальным возможностям и техническим возможностям выбранной им базовой машины.

Харвестер – машина комплексная

В России эксплуатируется 11 лесозаготовительных природно-производственных зон, и в каждой есть предприятия по заготовке и переработке древесины. Возможности предприятий сильно различаются по объёмам заготовки и экономическим возможностям для применения различной лесозаготовительной техники.

Очевидно, что для предприятий, оперирующих большими объёмами лесозаготовок, является рациональным приобретение пусть дорогой, но высокопроизводительной и супернадёжной техники. С этой целью и приобретаются современные харвестеры. Само слово harvest пришло к нам из английского и в переводе значит собирать урожай. Что ж, образное и точное определение. Харвестеры - комплексные машины, которые валят деревья, обрезают сучья, распиливают хлысты на отдельные сортиментные отрезки, длина которых уже определена в заказе лесопильных или целлюлозных предприятий.

В принципе, в I части статьи мы выяснили, что эти же функции с успехом выполняют и модернизированные специальным образом экскаваторы. Может тогда вообще надо отказаться от использования специализированных лесозаготовительных машин, а пользоваться только доработанными тракторами и экскаваторами?

Прежде всего – конструкционные различия

Мобильность - первое отличие, бросающееся в глаза, при сравнении харвестера с гусеничным модернизированным аналогом. Основная часть колёсных харвестеров имеет шарнирно-сочленённую раму, управление поворотом таких сочлененных полурам осуществляется двумя гидроцилиндрами, рабочим и вспомогательным.

Колёсные формулы, присущие харвестерам, это 8х8 и 6х6 для тяжёлых и средних, и 4х4 для лёгких. Оси, достаточно близко расположенные друг от друга, крестовой шарнир, соединяющий части рамы, большой угол поворота – эти факторы позволяют «колёсному лесорубу» разворачиваться с минимальным радиусом. Гидравлические тяговые моторы, свободно управляемый крестовый шарнир обеспечивают высокую проходимость харвестеру на самых неблагоприятных для перемещения почвах.

На рамах многих харвестеров имеется механизм наклона кабины и манипулятора. Он устанавливается между поворотной платформой и рамой. При работе на склонах, гидроцилиндры наклона кабины помогают оставаться ей в горизонтальном положении. Кроме того, система наклона уменьшает боковые колебания машины, когда она передвигается по пересечённой местности.

В зависимости видов работ и толщины заготавливаемого леса подбирается и направляется техника на делянки. Условно харвестеры делятся на лёгкие харвестеры для прореживания, собственная масса которых 7…12т, обычные харвестеры для прореживания массой 13…14т, на базовые или средние харвестеры с массой до 17т, а также на тяжёлые, для сплошных рубок т.н. главного пользования. Их масса составляет 18…19т. Переоборудованные экскаваторы «лёгкими» не бывают, они сравнимы только со средними или тяжёлыми харвестерами.

Для создания лесонасаждений, обладающих необходимой биологической устойчивостью, необходимо создание смешанных, сложных по составу и структуре, равномерно сомкнутых лесопосадок, которые полностью используют условия внешней среды, концентрируют наибольшее количество полезных организмов и т.д. Создать такие насаждения можно направленной системой рубок ухода за лесом, тщательным выбором состава и типа лесных культур. Вырубку повреждённых или погибших лесных насаждений необходимо осуществлять в ходе выборочных санитарных рубок. Это «поле деятельности» для лёгких и средних харвестеров. Трансмиссия большинства машин гидростатическая, благодаря этому харвестер в лесу движется плавно, лёгкая машина не наносит повреждений подросту и оставленным на корню деревьям. Колёса, переносящие массу машины на почву, за счёт большой опорной площади специальных шин, снижают давление на грунт до минимума.

Комбинированный манипулятор расположен, как правило, на поворотном устройстве, совместно с кабиной в передней части базовой машины. Харвестерная головка монтируется на конце телескопической стрелы или рукояти манипулятора через поворотный ротатор и скобу валочного устройства, связанную с ротатором. С помощью гидроцилиндра осуществляется движение головки в вертикальной и горизонтальной плоскости относительно валочной скобы.

Манипулятор «вооружён» функцией наклона в сторону и перемещает харвестерную головку в необходимое положение для выполнения технологических операций. Управление манипулятором и харвестерной головкой электрогидравлическое. Вылет стрелы рядового манипулятора 8…11м, а грузовой момент 100…170 кНм. Конструкция спроектирована таким образом, что позволяет харвестеру достать такой ствол, доступ к которому обычной стреле затруднён, причём сделать это удаётся при минимальных перемещениях по лесосеке. Использование современного манипулятора даёт возможность харвестеру выполнять все виды рубок с минимальными повреждениями растущих деревьев. А при наличии функции автоматической стабилизации, которая обычно входит в оснащение манипулятора, работа оператора ещё более упрощается.

Но манипулятор можно наклонять ещё и в продольном направлении относительно машины. Гидроцилиндр обеспечивает наклон, который позволяет спокойно работать оператору на склоне, либо на неровной почве. Наклон базы манипулятора позволяет установить его в положении, обеспечивающим оптимальное сцепление со стволом дерева. Это позволяет уменьшить нагрузки на узлы манипулятора и харвестерного оборудования, увеличивая, тем самым, их ресурс.

При работах на несплошных вырубках «лесные» экскаваторы, как правило, вообще не используют. Устанавливаемые на стрелу экскаватора, в основном, тяжёлые головки, от 1,5т и выше, безусловно, универсальны и очень производительны, они могут срезать стволы толщиной до 70см и более. Но в России значительные объёмы лесов с деревьями небольших диаметров. Зачастую тяжёлыми головками приходится валить лес O50…60см и меньше.

С валкой таких диаметров вполне справляются харвестеры с головками массой до 1т. Очевидно, что эксплуатационные затраты, и прежде всего, расход ГСМ, при работе тяжёлой лесной техники с массивной головкой, значительно превышают расходы на содержание более лёгких, экономичных машин, со средними и лёгкими головками. В этом существенный «плюс» харвестеров.

Свойства проходимости для лесозаготовительной техники приоритетны.

Немаловажный вопрос - охрана окружающей среды. Гусеничная техника, особенно при работе на склонах, просто снимает верхний плодородный слой. В некоторых районах нашей родины введены прямые запреты на использования гусеничных машин для работы на уклонах, превышающих 20%.

Часто опорной поверхностью на вырубках является болотистая почва. Экскаватор, как впрочем, и харвестер, может погрузиться в болотистую землю, буквально «провалиться». Но если для того, чтобы вытащить колёсную машину, достаточно одного трактора, то экскаватор, иногда, приходится выкапывать и вытаскивать несколькими экскаваторами.

В комплектацию многих харвестеров, как опция, входят съёмные гусеницы, устанавливаемые прямо на колёса. Такая «обувь» делает харвестер просто вездеходом, снижая удельное давление на грунт до 35…45кПа.

Масса приспособленного к валке и обработке стволов экскаватора выше массы аналогичного по производительности харвестера. Значительную часть веса экскаватора составляет ходовая часть, тем более что ходовую лесного экскаватора приходится комплектовать «уширенными» траками, 700мм и более. Соответственно, при транспортировке такого экскаватора с одного участка на другой рабочий объект, требуется более мощный тягач и трал большей г/п, чем для перевозки обычного харвестера.

Но колёсный харвестер вполне «резво» может перемещаться и сам от участка к участку, на расстояния в 3–4 км  и более. Экскаватору это делать сложнее. Перемещение экскаватора, даже по достаточно ровной делянке, происходит медленнее раз в 5, чем движение колёсной машины.

Экскаваторам вообще по делянке перемещаться непросто. Как низко не срезаются стволы, пеньки всё равно остаются. Наезжая на них, можно, особенно если оператор неопытный, и гусеницу порвать. А замена или ремонт гусениц – процесс и долгий, и очень трудоёмкий.

Но и пропущенный между гусениц высокий пенёк может заставить экскаватор «повиснуть» на нём, или же, может нанести удар по раме, что тоже приведёт к остановке машины. Поэтому обязательно нужна мощная защита, у общепромышленного экскаватора она не предусмотрена.

Как сравнить производительность?

Сравнивать производительность экскаваторов, преобразованных в лесные машины, и современных харвестеров, чрезвычайно сложно. Для этого нужно, чтобы эти два вида техники работали на идентичных участках, и, желательно, управлялись операторами одного уровня подготовки. От состояния почвы, густоты лесосеки, от рельефа местности во многом зависит производительность машин. Но и при аналогичных внешних условиях производительность даже двух одинаковых машин может существенно отличаться, если ими управляют машинисты с различным навыками и опытом работы.

Для объективного анализа отслеживать и сравнивать работу экскаватора и харвестера нужно, по крайней мере, несколько месяцев, а может и год, Тогда можно оценить количество, время и причины простоев техники, определить коэффициент её технического использования.

На практике провести такой сравнительный анализ, по понятным причинам, практически невозможно. Поэтому отметим только несколько моментов.

Так, в целом, управление экскаватором несколько более «грубое». Такие мелочи, как потери времени на остановку, для более аккуратного обхвата ствола и «успокоения» качки головки, которая возникает при подъезде гусеничной машины к дереву, могут показаться не существенными. Но харвестер этой качки практически не имеет, он может двигаться даже при работающих манипуляторе и харвестерной головке. Секунды потерь при обработке каждого дерева экскаватором, к концу месяца могут складываться не только в минуты, но и в часы.

Субъективно на производительность влияют и более комфортные условия труда оператора на харвестере. Высокий эргономический уровень кабины отличает специализированную машину от обычного экскаватора. Управление в режиме передвижения и в режиме валки осуществляется с кресла без его разворота. В большинстве харвестеров кресло-пульт оператора смонтировано на т.н. воздушной подушке, оно подогревается и укомплектовано ремнём безопасности. В самой кабине, за счёт хорошего уплотнения двери, существенно снижен уровень шума от двигателя, до оператора доходит не более 65 дБ. Поступающий в практически герметичную кабину воздух проходит очистку в кондиционере.

В качестве материала остекления кабины обычно используется выгнутое специальным образом, устойчивое к царапинам, поликарбонатное стекло, или ударопрочный материал лексан, т.е. даже металлическая обрешётка не препятствует обзорности оператора. На дисплее, расположенном на приборной панели, оператор наглядно видит объём заготовленной продукции, количеству сортиментов, расход топлива, затраты времени на определённые виды работ и др. полезную информацию. Информацию даже можно вывести на принтер, установленный тут же, в кабине оператора, и распечатать данные об объёмах выработки. На экскаваторах, для удешевления машин, информативность приборной панели значительно ниже.

Более того, многие харвестеры комплектуются системой нанесения цветной маркировки на торцы лесоматериалов, а также устройствами для обработки пней химическими жидкостями. Химическая защита пней необходима при проведении рубок ухода. Для обработки используют водные растворы карбамида (мочевины), сульфата аммония, хлористого цинка, марганцовокислого калия, буры и водные суспензии фундазола и топсина-М, биопрепараты триходермин и микоризин.

Практически все эксперты в области лесозаготовок соглашаются с тем, что харвестер производительнее экскаватора не менее чем на 20%. Его средняя производительность составляет 10м3/ч при прореживании, и 20м3/ч при сплошной рубке. Очевидно, что это серьёзный аргумент в пользу специализированной машины. В первую очередь это означает, что начальная разница в цене харвестера и модернизированного экскаватора стремительно сокращается ежемесячно.

Кстати, сторонники использования в качестве лесных машин экскаваторов, вполне правы, утверждая, что немного доплатив, можно приобрести две модернизированных машины по цене одного харвестера. Таким образом, суммарная производительность двух экскаваторов, безусловно, будет выше производительности харвестера.

Но две машины – это дополнительные расходы на обслуживание, ремонт, обеспечение ГСМ, запчастями и т.д. А также заработная плата ещё одного квалифицированного и добросовестного оператора, которого надо ещё найти.

Экскаватор всё-таки при создании проектируется как землеройная строительно-погрузочная машина, но не лесная. А техника для леса имеют свои специфические отличия. Ведущие мировые производители харвестеров, компании Valmet, John Deer, Ponsse, Pinox и др., многие годы совершенствуют свои машины, добавляют к имеющимся функциям новые, усиливают, показавшие себя недостаточно надёжными, отдельные детали и узлы. Кстати, одним из результатов такой целенаправленной деятельности, стало повсеместное вытеснение с заготовительных предприятий техники российского производства, существенно проигрывающей импортной в надёжности.

Видимо, исходя из всего вышесказанного, многие специалисты по заготовке леса относятся к модернизированным экскаваторам, выполняющим функции харвестера, как к недорогому компромиссу, который способствует механизации лесозаготовок, но заменить в полной мере харвестеры никогда не сможет.

Николай Протасов

 Опубликовано в РИО "Деловой Лес" № 1 (133) 2012г. стр.39

 Опубликовано в РИО "Деловой Лес" № 3 (135) 2012г. стр.27

 


Олимпик марсель состав команды что такое марсель.