Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование  
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2863

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Технологии и оборудование

Ещё раз об известном, или О преимуществах использования оригинальных запчастей.

Устанавливая запчасти на свой грузовик, или дорожно-строительную спецтехнику, особенно если речь идёт о современной дорогостоящей машине, каждый владелец, естественно, надеется, что новые детали будут выполнять свои функции хорошо и долго. В тоже время, рынок сегодня предлагает одну и ту же позицию, выпущенную различными предприятиями, причём цены аналогичных изделий могут отличаться в несколько раз. Как определиться с выбором производителя, насколько важен сам выбор для дальнейшей «жизни» техники?

Детали оригинальные, и не очень.

Система торговли запчастями, как, впрочем, и самой спецтехникой, начала складываться в современном виде только в 60-е г. ХХ века. К этому времени появилось значительное число модификаций машин спецтехники, построенных, в основном, на базе автотракторной техники. В это период начала активно развиваться широкаяй механизация промышленных процессов и специализация технических средств. Например, в период с 40 по 60 гг. легендарная американская компания International Harvester, производившая в тот период с/х технику и грузовики, увеличила ассортимент производимой техники с 38 пунктов до 146. За это же период, известнейшая британская компания Massey Fergusson, специализировавшаяся на выпуске с/х техники, также значительно расширила свой прайс-лист, добавив к 12 видам техники ещё 40.

Современный грузовой автомобиль состоит из нескольких тысяч деталей. Наибольшая часть этих деталей – стандартные, крепёжные и сопутствующие им, детали, или, как их ещё называют, «нормали». Это болты, гайки, шайбы, саморезы и т.д. Эти детали массово производят специализированные предприятия и производитель грузовика или трактора нормалями потребителя не обепечивает.

Но, кроме стандартных деталей, оставшееся количество деталей всё равно велико, поэтому, для сокращения номенклатуры, а также ускорения выполнения ремонтных операций, заводы-изготовители коммерческой и спецтехники стараются поставлять потребителям уже готовые узлы и агрегаты, сокращая, таким образом, номенклатуру запчастей до 1…1,5 тыс. отдельных деталей и сборочных единиц. Практика поузлового ремонта с каждым годом всё шире распространяется во всём мире, в т.ч. и в России.

Производство запчастей - очень обширный сектор мировой экономики. Отсутствие нужных запчастей вызывает простои техники, её владелец может нести из-за этого большие убытки. Поэтому, выбирая машину, покупатель должен обязательно учитывать, насколько хорошо организованно тем или иным автопроизводителем сервисное обслуживание, как гарантийное, так и постгарантийное, а также, каким образом организовано снабжение запчастями. Впрочем, ведущие производители коммерческого транспорта и спецтехники давно поняли, что наращивание объёмов продаж невозможно без организации надёжного обеспечения покупателей запчастями.

Запчасти подразделяются на оригинальные и неоригинальные. Произведенные основными производителями именуются «оригинальными». Такие запчасти имеют клеймо автокомпании и реализуются только через её торгово-сервисную сеть. От дилеров компания-производитель техники требует стимулировать потребителей использовать только оригинальные детали и узлы при сервисе её машин. Это улучшает качество ремонта, повышает престиж компании.

Оригинальные запчасти выпускают сами автопроизводители, их дочерние структуры, а также независимые заводы, но в строгом соответствии с заказом и под техническим контролем заказчика. Для подтверждения качества на деталь наносится тем или иным способом торговая марка и оригинальный номер. Нанесение производится на заводе- изготовителе, и только в пределах партии, которые заказал автопроизводитель.

Но когда процесс обеспечения автотранспортной техники оригинальными запчастями только набирал обороты, т.е. во второй половине прошлого века, из-за несовершенства организации снабжения потребителей заводскими запчастями, стали расти кустарные, а затем и промышленные имитаторы, копирующие детали основных производителей, и продающие их потребителям. Можно и не говорить, что технология изготовления таких деталей редко соответствовала заводской. Такие детали получили обозначение - «неоригинальные». Во многом такая характеристика неоригинальных запчастей верна и сегодня.

Вы используете оригинальные крестовины?

Качество установленных запчастей, если они не оригинальны, как мы уже выяснили, может быть различным, и проявляться в работе машины это будет по-разному. Рассмотрим ремонт карданной передачи, а именно замену главного передаточного элемента – крестовины карданного вала. Именно этот узел передаёт крутящий момент от КП к главной передаче.

Дело в том, что автомобильная трасмиссия устроена таким образом, что составляющие её детали могут в определённых пределах менять своё взаимоположение. Двигатель, за счёт возникающего при работе действия реактивного момента неуравновешенных сил инерции, колеблется на опорных подушках. Ведущие мосты, контактирующие с несущей системой через подвеску, также совершают некоторые движения под действием усилий, возникающих от реакции подвески на дефекты опорной поверхности, по которой движется автомобиль. Нестабильно и положение рамы и кузова грузовика, на них воздействуют также упругие деформации от внешних сил.

В результате, осям валов агрегатов, при передаче крутящего момента от двигателя к колёсам, необходимо предоставлять некоторую степень свободы для смещения относительно друг друга, в т.ч. необходимо предусматривать и изменения линейного расстояния между этими агрегатами. Карданные шарниры компенсируют несовпадение осей валов и изменяющееся расстояние между ними. Валы, соединяющие карданные шарниры, называются карданными валами, а вся система, объединяющая карданные валы и шарниры, называется карданной передачей.

Почему лучше использовать крестовину оригинального производства? Качество изготовления крестовины прямо отражается на вибрации карданного вала. Причём, те факторы, которые эту вибрацию могут вызывать, визуально, при приобретении, практически выявить невозможно. Вряд ли покупатель, без специальных приборов и навыков, определит несоответствие твёрдости шипов крестовины, или же обнаружит отклонение в пару «соток» диаметра шипа от чертёжного. Также невозможно, без специальных приборов, «вычислить» имеющуюся ассиметрию крестовины, если отклонения от осей составляют сотые доли мм. Однако даже минимальный в крестовине люфт ведёт к дисбалансу карданного вала.

Ключевой момент, определяющий в занчительной мере срок и качество работы карданной передачи в дальнейшем – установка игольчатых подшипников в вилках карданных валов, а затем посадка крестовины в эти подшипники. Если при повороте относительно друг друга двух карданных шарниров, связанных крестовиной, ощущается люфт, либо люфт чувтствуется при резком повороте карданного вала, например, газовым ключом, то такую крестовину необходимо менять, она не имеет отношение к оригинальным запчастям.

Ещё один важный момент работы карданной передачи – смазка. В крестовинах прежних лет предусматривались смазочные каналы, выполненные внутри крестовин, и установка маслёнок, через которые периодически нужно было добавлять смазку в карданный шарнир. Смазываемые крестовины ещё можно встретить на отечественных ГАЗелях и некоторых других типах техники. В современном исполнении крестовин, пара «шип - игольчатый подшипник» смазываются при изготовлении на заводе, либо непосредственно перед установкой на машине. В отечественной практике рекомендована для этих целей консистентная смазка № 158. Дополнительно, в процессе эксплуатации, узел смазке не подлежит.

Вытеканию смазки препятствуют два сальника. Один, стоящий в стакане-корпусе игольчатого подшипника, именуется самоподвижный 2-кромочный радиальный. А второй сальник, стоящий на шипе крестовины – 2-кромочный торцевой. Качество уплотнений должно обеспечить смазку шарнира в течение, минимум, межремонтного периода. Покупая оригинальную крестовину, в качестве уплотнений можно не сомневаться, а вот в ином случае смазка может быстро исчезнуть, и узел быстро выйдет из строя.

Но даже если в крестовине все элементы качественно обработаны и закалены по технологии, её установка может всё же вызывать дисбаланс карданных валов. Причиной могут оказаться установленные в крестовине «неоригинальные» стопорные кольца. Они могут быть более узкими, чем ширина стопорных канавок, и просто «болтаться» в канавке при эксплуатации.

Чем же страшен дисбаланс карданного вала? Безусловно, это очень вредное явление, возникающее, порой, при эксплуатации автомобиля, отрицательно не только с точки зрения негативных ощущений, испытываемых водителем. Гораздо более серьёзной угрозой является то, что несбалансированное вращение карданных валов вызывает повышенные нагрузки на шарниры, а также на примыкающие к карданному узлу детали трансмиссии. Тем более что карданных соединений на машине может быть много, например в 3-осном Урал-4320 используются 4 карданных вала.

В конечном итоге, установка крестовины, имеющей технические и конструктивные отклонения, скорее всего, приведёт к повреждению, или даже выходу из строя самого карданного вала, а также элементов трансмиссии, например, главной передачи. Смещение крестовины в ту или иную сторону всего на 0,2…0,3 мм относительно оси карданного вала, проявляется в таком биении, которого вполне хватает, чтобы вывести из строя редуктор заднего моста и хвостовик КП.

А рессоры тоже нужны оригинальные?

Ещё одним важнейшим узлом современного грузовика является подвеска. Сегодня используются различные конструкции – пневматическая подвеска, параболические или многолистовые рессоры. Каждый элемент подвески рассчитывается конструкторами на возможность работы с определённой грузоподъёмностью, специалистами закладываются параметры прочности и упругости элементов подвески.

Поэтому, приобретая оригинальные листы рессор, либо же пневмоамортизаторы, покупатель может быть уверен, что эти детали изготовлены в полном соответствии с технологическим процессом, и отвечают тем требованиям, которые конструкторы машины закладывали при расчёте работы подвески. Комфортная и надёжная работа подвески современного грузовика, обеспечение паспортной грузоподъёмности, являются следствием согласованной работы всех её элементов.

В тоже время, замена изношенных оригинальных деталей подвески на неоригинальные, в качестве которых покупатель неуверен, означает, что он самостоятельно создаёт проблему в работе подвески. И это незамедлит проявиться в ухудшении управляемости автомобиля, уменьшении реальной грузоподъёмности, и даже может привести к возникновению аварийной ситуации. Неравномерное распределение нагрузок, несогласованная работа элементов подвески, ускоряют износ деталей ходовой части и других узлов автомобиля, сокращают ресурс использования шин.

В среднем на одну рессору приходиться нагрузка в 10 т, за годы работы автомобиля рессорные листы подвергаются изгибу сотни тысяч раз. Конечно, такой элемент конструкции требует повышенного внимания.

Практически все листовые рессоры современных грузовиков, вне зависимости от типа подвески, снабжены резьбовыми рессорными пальцами. За счёт резьбы увеличивается поверхность, на которую распределяется нагрузка, а также рессоры надёжно крепятся к раме автомобиля. Два рессорных листа, охватывающие крепёжный болт, обеспечивают надёжную работу рессоры, безопасность на дороге.

Но это оказывается возможным только при использовании рессорных пальцев и других деталей рессорного узла, в которых использованы только соотвтетствующие марки конструкционных сталей. Размеры деталей, их прочностные свойства, в этом случае, позволяют сохранять в сложных дорожных условиях равновесие автомобиля, правильно распределять нагрузки.

Ведущие производители относятся очень тщательно к технологии изготовления самих рессорных листов. Так, оригинальные трапециевидные рессоры, наиболее распространённые сегодня в средствах коммерческого транспрта, набираются из листов, длины которых последовательно равномерно уменьшаются, а толщина снижается к краям. Благодаря этому, в каждом отдельном листе напряжения распределяются равномерно, от избыточных нагрузок разгружается верхний лист, а срок эксплуатации всей рессоры вцелом увеличивается.

Характерно, что кривизна всех листов строго одинакова, за счёт этого обеспечивается плотное прилегание их друг к другу по всей длине.

В случае замены при ремонте оригинальных листов на иные, как правило, возникают повышенные нагрузки на отдельных участках некоторых листов, срок эксплуатации их от этого значительно сокращается, а рессора вообще может выйти довольно быстро из строя. Специалисты рекомендуют использовать только оригинальные коренные и подкоренные рессорные листы, они идеально подходят для замены, когда не требуется замена рессоры полностью.

Набирающие популярность параболические рессоры, которые на 40%легче, чем аналогичные трапециевидные, комплектуются изогнутыми конусообразными параболическими листами. Причём толщина полосы плавно утоньшается к краям. Все листы подвергаются дробеструйной обработке, и это также способствует увеличению усталостной прочности, при значительных и частых изгибающих нагрузках.

В конструкциях с пневматическими рессорами, для изготавливания пневматических подушек используют 2 слоя толстой резины, причём кажый слой имеет по 2 внутренних слоя корда. Материал оригинальных пневмоподушек отличается исключительной стабильностью и прочностью. Тщательно рассчитанные упругие характеристики, идеально вписывающиеся в конструкцию геометрические размеры, гарантируют правильное распределение нагрузки, увеличивают грузоподъёмность машины. Точный расчёт необходимой жёсткости позволяет пневмоподвеске мягко и быстро реагировать на изменения нагрузки.

Однако внешне отличить оригинальные пневморессоры от их аналогов порой очень трудно. Их внешние размеры могут совпадать, внешний вид тоже может не внушать сомнений. Однако неоригинальные рессоры очень часто изготавливаются из более тонкой резины, состав резиновой смеси не соответствует длительным срокам эксплуатации. Армирующий слой, как правило, только один, и используемая в качестве корда стальная проволока имеет более низкие прочностные характеристики, чем предусмотрено конструкцией. Однако, только при соответствии характеристик пневморессор грузоподъёмности автомобиля, увязав их эксплуатационные свойства со свойствами других элементов подвески, можно рассчитывать на долгую и надёжную работу пневмоподвески.

Безусловно, каждого автовладельца удерживает от 100% использования оригинальных запчастей их высокая стоимость. Однако необходимо объективно оценивать, в каждом отдельном случае, так ли высока ценовая разница между изделием, которое надёжно будет работать в течение гарантируемого срока, и аналогом, представляющего, возможно, «мину замедленного действия».

Николай Протасов

Опубликовано в РИО "Специальная техника и оборудование" № 6 (108) 2013г.


Подшипники nachi производитель.