“оргова€ площадка    аталог компаний   Ќовости законодательства   јналитика   “ехнологии и оборудование  
∆урнал "ƒеловой лес" ƒл€ руководителей | –азмещение баннеров и статей

¬ход в систему

Ћогин
ѕароль

Ќапишите, дл€ регистрации

—татистика

 омпаний: 1590
ѕользователей: 2870

–еклама на сайте

»нформеры »нформеры
√лавна€ страница » “ехнологии и оборудование

—истемы навигации и мониторинга на службе лесозаготовителей

C увеличением объЄмов лесозаготовок всЄ более острым дл€ отечественного лесного комплекса становитс€ вопрос о контроле заготовки и вывозки леса. ƒл€ решени€ данных проблем успешно используютс€ глобальные навигационные спутниковые системы.

—овременные основные системы навигации и глонасс мониторинг транспорта

—пособы быстрого и точного определение нахождени€ того или иного объекта на территории «емли люди ищут с глубокой древности. ¬ »сторическом музее, расположенном в центре китайской столицы, представлена необычна€ тележка, возраст которой превышает 2600 лет. — еЄ помощью в древности определ€ли рассто€ние между различными пунктами, а кроме специального механизма, считающего рассто€ние, пройденное тележкой, на этом музейном экспонате имелс€ прообраз будущего компаса – устройство, внутри которого имелс€ указатель, всегда ориентированный на север/юг.

—овременные навигационные электронные системы начали формироватьс€ с по€влением мобильных компьютеров. ≈щЄ в 70 гг. 20 в. по€вилась перва€ навигационна€ система NAVSTAR. ќна укомплектована 24 спутниками, охватывающими 6 околоземных орбит. —егодн€ это единственна€ укомплектованна€ на 100% система навигации в мире, работающа€ с GPS-приЄмниками. NAVSTAR выполн€ет все предусмотренные разработкой функции, а с по€влением приЄмников типа GPS-DGPS она может определить координаты любого объекта на «емле с точностью до 2 м.

–оссийска€ навигационна€ система √ЋќЌј—— начала разрабатыватьс€ в 80 гг. ушедшего века. ≈Є комплектаци€ также предполагает выведение в космос 24 спутников, но сегодн€ систему обслуживает только 21 спутник. ѕравда, некоторые наши специалисты утверждают, что полноценную работу √ЋќЌј—— могут обеспечить всего 18 спутников. √ЋќЌј—— проигрывает NAVSTAR в точности определени€ координат объектов. ќднако совместное использование систем √ЋќЌј——/GPS, которое, возможно, благодар€ разработанным чипам, позвол€ет устанавливать координаты объектов очень точно. —овременные приЄмники √ЋќЌј——/GPS устойчиво работают даже в центре современных мегаполисов. ќборудование, обеспечивающее работу GSM-приЄмников, действует в –оссии с прошлого столети€, поэтому вполне логично, что станции по поддержке систем двойного назначени€ в ближайшие год-два будут размещены на территории нескольких штатов —Ўј, во вс€ком случае, договорЄнность на этот счЄт существует. ¬ообще же, достигнуто согласие 30 стран на размещение оборудовани€ по поддержке систем √ЋќЌј——/GPS. “олько за прошлый год выпущено около 400 млн двухсистемных чипсетов √ЋќЌј——/GPS

„то входит в комплект навигационной системы?

 осмические технологии, сверхсложна€ электроника сегодн€ наход€т практическое применение в самых обычных лесхозах. Ќавигаторы стали привычным устройством в автомобиле, с которым водители в дороге «советуютс€», а иногда и «спор€т». —егодн€ совершенно €сно, что приборы навигации будут и в дальнейшем расшир€ть своЄ присутствие в нашей жизни.

Ќо телематические системы не только облегчают жизнь водител€м, их сегодн€ даже пожалуй, в большей степени, чем в быту, используют дл€ контрол€ производственных процессов. » положительный экономический эффект подобного контрол€ отмечаетс€ всеми предпри€ти€ми лесной отрасли, которые внедрили у себ€ прогрессивные системы навигации.

ѕриборы контрол€, св€занные с космосом, в нашем лесозаготовительном комплексе начали использоватьс€ в новом веке. ѕервоначально во многих хоз€йствах рассматривали данные системы, как подспорье, облегчающее работу главного механика. ƒействительно, если в лесхозе 200 и более единиц подвижного состава, то достаточно сложно отслеживать «в ручном режиме» многочисленные текущие вопросы: контролировать гарантийные периоды, даты проведени€ техосмотров, сроки действи€ различных разрешений, справок, водительских удостоверений и т.д. ј информационна€ база, созданна€ в компьютере, в дальнейшем позвол€ла оперативно контролировать эти формальности.

ќдной из первых организаций, зан€вшейс€ в –оссии разработкой специальных программ дл€ телематических технологий, ориентированных на применение в лесозаготовительных предпри€ти€х, был  арельский научно-исследовательский институт лесопромышленного комплекса. ¬ рамках реализации проектов по распространению на предпри€ти€х отрасли систем контрол€ работы подвижного состава,  арЌ»»Ћѕ  зан€лс€ внедрением систем GPS мониторинга.

—ущность данной системы заключаетс€ в следующем: на монитор компьютера выводитс€ электронна€ карта местности, на которой можно наблюдать движение транспорта предпри€ти€, причЄм это может быть карта и отдельной дел€нки, и целого региона. Ќа мониторе отображаютс€ все данные о наблюдаемом автотранспорте, такие как точный маршрут, конкретна€ скорость в любой момент времени, место и врем€ остановок, истинный пробег и т.д. —истема позвол€ет вы€вить все распространЄнные в лесозаготовительной практике нарушени€: отклонение от маршрута, «левые» рейсы, недопустимые остановки, даже нарушени€ ѕƒƒ, например, превышение скорости.

¬ результате использовани€ систем мониторинга, разработанных  арЌ»»Ћѕ , на предпри€ти€х, в которых проходили испытани€, в путевых листах полностью исчезли приписки лишних километров, снизились холостые пробеги. ¬ результате контрол€ скоростного режима сократились поломки ходовой части лесовозов, поскольку водители, опаса€сь наказани€, перестали превышать скорость на сложных участках трас.  роме того, расход топлива на километр полезной работы уменьшилс€ в среднем на 10%.

—истема мониторинга GPS состоит из электронного блока GARS, который монтируетс€ на транспортном средстве, и служит дл€ сбора, хранени€ и передачи данных о состо€нии и нахождении в любой момент времени данного вида техники. ¬ блоке GPRS имеетс€ 14 входов, к которым могут подключатьс€ внешние датчики. „асть входов предназначено дл€ приЄма аналоговых сигналов, часть – дл€ дискретных. ƒатчики температуры охлаждающей жидкости, давлени€ масла, уровн€ топлива и подобные им подсоедин€ютс€ к аналоговым входам. ¬ дискретные входы поступают сигналы с пороговых датчиков, или датчиков «включено/выключено».   таким относ€тс€ датчики минимального давлени€ масла, максимальной температуры двигател€, датчики минимального уровн€ топлива и охлаждающей жидкости, датчики неисправности генератора, ABS, выключател€ фар и т.п.   блоку также можно подключить тахометр, экономайзер и другие системы двигател€.  оличество подключаемых датчиков определ€етс€ типом машины и задачами, которые должна решать система.

Ќеобходимым элементом системы мониторинга €вл€етс€ антенна. ќна принимает сигналы от спутников системы GPS и передаЄт их в блок. »нтервалы приЄма данных, а также сбора данных со всех входов блока настраиваютс€ перед его установкой на машину. »нтервалы выбираютс€ в диапазоне от 1 до 50 сек. ¬се полученные данные фиксируютс€ в пам€ти блока, объЄма которого хватает на 2…3 недели. «атем наиболее старые данные замен€ютс€ новой информацией.

—обранна€ блоком информаци€ сохран€етс€ на флеш-карте. ¬ставив флеш-карту в компьютер, можно просмотреть и сохранить необходимые данные. ƒл€ работы системы в режиме реального времени к блоку GPRS подключаетс€ GSM-модем, такой модем должен быть подключЄн к компьютеру диспетчера. ¬ этом случае данные, помимо попадани€ на флеш-карту, передаютс€ по команде диспетчера в режиме реального времени по каналам сотовой св€зи на компьютер диспетчера, и после установки соединени€ между GSM-модемами объект наблюдени€ по€вл€етс€ на мониторе компьютера диспетчера. ѕоступающа€ на компьютер диспетчера информаци€ может сохран€тьс€ на жЄстком диске.

ѕрограммное обеспечение

—пециалистами  арЌ»»Ћѕ  был разработан пакет специальных программ. ќдна из них программ, конфигурационна€, регламентирует работу остальных программ комплекса. ќна обеспечивает возможность заполнени€ баз данных, с еЄ помощью осуществл€ютс€ как основные настройки программного обеспечени€, так и отстраиваютс€ датчики, размещЄнные на транспортном средстве.

≈щЄ одна программа пакета выводит на монитор компьютера карту, и местоположение на ней машины, а также пройденный маршрут. ƒанные о любом отрезке движени€ автомобилей предпри€ти€ программа может представить в виде таблицы. ƒл€ удобства анализировани€ данных таблицы еЄ можно распечатать. –азработан даже режим анимации, позвол€ющий просмотреть на мониторе движение машины по заданному маршруту с реальной скоростью, причЄм скорость анимации можно регулировать.

ƒл€ анализа эксплуатационных параметров машины разработана программа, котора€ может представить на компьютере графики зависимости от времени и пройденного пути показателей, поступающих с датчиков, размещЄнных на агрегатах и в системах машины. ѕрограмма позвол€ет эффективно отслеживать техническое состо€ние автомобил€, напр€жение его бортовой сети, температуру охлаждающей жидкости, давление масла, уровень топлива. ‘ункци€ контрол€ расхода топлива и вы€вление случаев несанкционированного слива особенно актуальна дл€ лесной отрасли.

–еальный помощник в лесхозе

ѕосле приобретени€ оборудовани€ и программ, в лесхозах кропотливо заполн€ли базу данных, заносили в пам€ть компьютера максимально полную информацию по видам техники: размеры колЄс и дату установки, модификацию и срок эксплуатации ј Ѕ, дату последнего техосмотра, пробег, расход топлива по паспорту данной модели, и многое другое. ѕараллельно создавалась база данных по водительскому составу, с внесением информации о дате выдачи медсправки и сроке еЄ действи€, выдаче водительского удостоверени€ и т.д.

 огда эта огромна€ работа была проведена, преимущества компьютерного подхода про€вились на практике. Ќапример, в базу внесена дата установки новых шин на т€гач. »з путевых листов в программу вноситс€ ежедневный пробег, который автоматически добавл€етс€ в базу данных по этому автомобилю.  ак только шина выхаживает ресурс, заложенный в неЄ производителем, программа сообщает об этом, размеща€ наименование машины на красном фоне. “аким же образом программа сообщает и об окончании срока эксплуатации ј Ѕ, и о необходимости замены масла, и т.д. јналогично программа информирует главного механика об окончании действи€ медсправок, водительских удостоверений.

Ќо, кроме качественно изменившейс€ организации обслуживани€ техники и делопроизводства, создание электронно-информационной базы автопарка позволило полностью изменить систему контрол€ работы транспорта. Ѕезусловно, контроль осуществл€лс€ и прежде, до внедрени€ систем GPS-навигации, но существовали объективные преп€тстви€, мешавшие точности измерений. “ак, использовались данные рассто€ний между основными погрузочными площадками, нижними и верхними складами. Ќо при разработке лесосек рассто€ни€ приходилось перемеривать и мен€ть буквально ежеквартально. ¬ лесничествах образовывались целые пачки бумаг с замерами рассто€ний, тем не менее реальную картину по пробегу техники и выполн€емой ею работе составить было сложно. Ѕывали ситуации, когда водитель, получив задание вывести лес из пункта ј в пункт Ѕ, между которыми по замерам 30 км, отчитывалс€, что проехал 35 км, а топлива израсходовал на все 40-45 км. ќбъ€сн€л он это тем, что вынужден был совершить объезд, поскольку двигатьс€ по пр€мой он не мог из-за плохого состо€ни€ дороги, а дополнительное топливо перерасходовал, буксу€ в гр€зи. Ѕыло ли так на самом деле – проконтролировать было сложно, особенно если парк машин и обслуживаема€ территори€ большие. ¬недрение GPS-навигаторов позволило руководител€м хоз€йств увидеть реальное врем€ работы, конкретные маршруты, все объезды и простои.

 онечно, желание как-то отключить датчики контрол€ возникали у водителей часто. Ќо датчик вывести из стро€ сложно. ѕервые отечественные образцы, правда, действовали только при работающем двигателе, поэтому в картине рабочего дн€ могли оставатьс€ «белые п€тна». Ќо сегодн€ все датчики имеют собственные аккумул€торы, и работают полностью автономно.  роме того, в схеме прибора, как правило, имеетс€ «черный €щик», который зафиксирует и сообщит, при расшифровке, о любой попытке помешать работе системы.

¬ хоз€йствах, вз€вших на вооружение системы GPS-контрол€, диспетчеру достаточно включить компьютер, чтобы увидеть, где находитс€ машина и чем она зан€та. ≈сли прежде выдача путевых листов отнимала у диспетчера массу времени, то сегодн€ этот процесс занимает менее минуты. ¬ базе данных диспетчер выбирает нужную машину, еЄ данные автоматически внос€тс€ в путевой лист, включа€ и последние показани€ спидометра, остаЄтс€ только внести наименование пункта назначени€, распечатать документ и вручить его водителю.

  сожалению, подробных карт лесхозов, с указанием лесничеств, погрузочных площадок и т.д. практически не разработано, и диспетчерам предоставл€ютс€ дл€ работы географические карты местности, на которых, по сути, просто указаны населЄнные пункты. Ёто, конечно, требует от диспетчера определЄнной подготовки. Ќо практика использовани€ программ GPS- контрол€ показывает, что расхождени€ с показател€ми спидометров не превышают ± 5%. ѕричЄм, все пользователи отмечают, что пробеги техники при введении GPS-датчиков сокращаютс€.

“елематические технологии очень перспективны

Ёксперты прогнозируют дальнейший рост применение телематических технологий в лесозаготовительной отрасли. ќтлично себ€ зарекомендовал отвод лесосек с помощью GPS-технологий. ѕрогнозируетс€, что в ближайшее врем€ GPS-датчики, установленные на многооперационной технике, будут примен€тьс€ дл€ определени€ правильного направлени€ движени€ на участках выборочных рубок. ѕри использовании малогабаритных машин на проходных рубках не требуетс€ выполнение технологических коридоров дл€ их продвижени€. “акой метод имеет немало плюсов, но при этом проложить маршрут продвижени€ харвестера, с соблюдением рассто€ни€ между его технологическими ходами, достаточно сложно, особенно если работа происходит в услови€х слабой освещЄнности, либо в услови€х сложного рельефа и других затрудн€ющих ориентацию факторах. ¬ этом случае GPS-трекеры, устройства дл€ приЄма/передачи данных дл€ спутникового контрол€ положени€ машины, вывод€т точную траекторию харвестера на монитор в кабине оператора, и, двига€сь по ней, рубки ухода производ€тс€ харвестером без пробелов даже в сложных услови€х.

»спользование космических технологий в работе лесных хоз€йств, позвол€ет решать множество задач с невозможной до этого скоростью и точностью. — другой стороны, внедрение систем GPS-мониторинга, учитыва€ все расходы, кроме стоимости компьютеров, которые обычно уже имеютс€ на предпри€ти€х, окупает себ€ не более чем за 10 мес€цев, затем начина€ приносить чистую прибыль.   тому же водители, понима€, что их действи€ могут быть проверены и зафиксированы, становитс€ более дисциплинированными. ј дисциплина, как известно, €вл€етс€ одной из основ экономического успеха.

¬ современных услови€х дл€ крупных лесохоз€йств системы GPS-навигации просто необходимы, и не столько дл€ осуществлени€ контрол€ работы автотранспорта, сколько дл€ оперативного управлени€.

ќпубликовано –»ќ "ƒеловой Ћес"