Ресурс пил и цепей полупрофессионального и профессионального класса – 2000, 5000 или 10000 моточасов?
По заверениям производителей, полупрофессиональные бензопилы работают в 3-4
раза, а профессиональные в 9-10 раз дольше любительских. Но конкретной
информации о ресурсе мало.
Поставщики комплектующих озвучивают разные данные – вплоть до 10000
моточасов. Если детальней рассмотреть эту цифру, станет понятно, что показатель
завышен. Ведь это соответствует 5 годам и 8 часам беспрерывной работы. А с
учетом замены расходников и цепи, погодных неурядиц, перерывов срок службы пилы
составит 15 лет. На практике все оказывается куда скромней. Профессиональные
пилы Штиль и Хускварна выдерживают от 2000 до 2500 моточасов. Затем
приходится менять цилиндр, коленвал и другие изношенные элементы.
Каждый производитель напоминает о том, что ресурс напрямую связан с уходом и
обслуживанием. Необходимо проводить ряд регламентных работ:
- Следить за чистотой и по необходимости менять воздушный фильтр.
- Профилактически вынимать и проветривать топливный фильтр.
- Чистить глушитель и свечи от нагара.
- Смазывать ведомую звездочку, подшипник в центробежном механизме.
- Ежедневно снимать стружку с полотна, переворачивая шину на 180°.
- Затачивать режущую поверхность специализированным станком. По окончании
процедуры необходимо замерять зазор между режущей кромкой и ограничителем. Он
должен варьироваться в пределах 0,7 мм.
- Проверять натяжение цепи, так как оно влияет на функционирование
мотора.
- Смазывать цепь чистым машинным маслом.
От каких параметров зависит ресурс и качество бензопилы?
1) Пильная цепь.
2) Направляющая шина.
3) Ведущая звездочка.
Цепь в электро- и бензопилах состоит из соединительных, режущих, ведущих
звеньев. Если угол режущей кромки острый, повышается производительность и
скорость пиления. Благодаря ограниченной площади контакта с древесиной,
снижается сопротивление пилению. Шаг цепи колеблется в пределах от 0,325 до
0,404 дюйма. При заточке следует строго выдерживать рабочий и режущий углы. Это
куда сложнее, чем корректировка натяжения цепи. О грамотности проведения заточки
можно судить по стружке. В идеале она должна быть однородной, без иголок и
пыли.
Цепь, которая припадает на середину шины, на несколько миллиметров
оттягивается вверх. Если её удалось оттянуть на 2–4 мм, значит все в норме. Если
больше – в ходе дальнейшей эксплуатации может повредиться ведущая звездочка. При
перетяжке усиливается износ мотора и звездочки, возрастает расход
топлива.
Как продлить ресурс цепей и подшипников профессиональной
пилы?
Существуют смазочные композиции и геомодификаторы трения, которые устраняют
износ и продлевают ресурс подшипников, цепей. В качестве примера рассмотрим
продукт RVS-Master Spray
Grease, изготовленный на базе силикатов магния с малым вхождением
форстерита, амфибола, плазморасширенного графита.
  
Эта смазка подходит для любых подшипников скольжения и качения, цепей.
Благодаря обработке ремонтно-восстановительным составом эксплуатационный ресурс
механизма в агрессивной среде возрастает в 10 раз. Уменьшаются сопротивление
трению, энергопотери, износ и рабочие температуры, минимизируется количество
шумов и вибраций при работе пилы.
При попадании частиц состава на поверхности образуется прочный слой
металлокерамики. Диаметр каждой втулки увеличивается, что усиливает натяжение
цепи. После обработки падает количество вибраций в подшипнике, что ощутимо
сдвигает точку саморазрушения. Радиальные зазоры уменьшаются до 0,02 мм.
Для цепных пил подойдет смазка-спрей RVS-Master Chain Saw. Она
положительно влияет на геометрию звездочек, нормализует состояние зубьев,
устраняет характерный износ проушин, повышает прочность режущей поверхности и
улучшает натяжение цепи. Как известно, цепные передачи страдают из-за износа
шарниров, усталостного разрушения пластин, расположенных возле проушин,
выкрашивания роликов. Учтите, РВС-состав Chain Saw не является классической
присадкой в масло. Микрочастицы смазки-спрея проникают на поверхности трения,
формируя защитный слой металлокерамики. Его толщина зависит от количества
выделяемой тепловой энергии. Другими словами, восстановительный слой является
саморегулируемым.
RVS-Master Chain Saw протестирован в лабораторных условиях и в реальных
условиях. Например, Ivo Palenik проводил двухэтапную обработку бензопилы,
эксплуатируемой в условиях низких температур, во время дождя. Это привело к
излишней шумности, появлению характерного металлического звука. После применения
состава снизилась дымность, пропали сильные вибрации, снизилась шумность пилы и
подшипников, в лучшую сторону изменилось натяжение цепи.
Подтверждено, что состав борется с характерным износом, который
возникает в ходе эксплуатации цепей и пил:
- Высокая шумность при ударах звена, которое входит в зацепление. Удары
изнашивают и разрушают шарниры, зубья звездочек. Износ интенсифицируется за
счет абразива – частиц грязи, пыли, песка, коры.
- Динамические нагрузки, которые усугубляет многогранность звездочек.
- При работе шарниров отсутствует постоянное жидкостное трение, поэтому их
повороты сопровождаются ускоренным износом валиков и втулок.
- Вытягивание цепи, повреждение звездочек.
Высокая мощность мотора профессиональной двухтактной бензопилы позволяет
справляться с распиливанием толстых заготовок. Мощность пилы может достигать 6
кВт. При подборе следует учитывать, с какой породой древесины планируется
работать – мягкой или твердой.
ДВС нуждается в капитальном ремонте при резком падении компрессии. Ресурс
зависит от качества топлива и смазочных материалов, состояния гарнитуры,
температурных режимов функционирования. Со временем в камере образуется нагар.
Для восстановления и защиты двухтактного мотора применяют RVS-Master 2
Strock Engine 2T. Он очищает камеру сгорания, снижает расход топлива в
среднем на 5–7%. Постепенно сокращается количество шумов и вибраций, растет КПД
и мощность мотора, восстанавливается геометрия цилиндров,
компрессия.
|