Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Госдума внесла поправки в Лесной кодекс

 

Госдума внесла поправки в Лесной кодекс
5 июля Госдума рассмотрела в двух решающих чтениях поправки в Лесной кодекс РФ. Представляя законопроект, один из его авторов — председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова выделила 5 проблемных тем лесного законодательства, которые призван решить предлагаемый законопроект:

 

— Первая проблема: повсеместно, особенно в лесах, расположенных вокруг крупных городов, нарушаются права граждан на общедоступное пребывание в лесах и использование их ресурсов. Арендаторы лесных участков, предоставленных в аренду для осуществления рекреационной деятельности, возводят ограждения и препятствуют доступу граждан на такие участки.

Решение: для усиления гарантий прав граждан на общедоступное лесопользование предлагается внести изменения в статью 11 Лесного кодекса, дополнив ее положениями, запрещающими лицам, которым предоставлены в пользование лесные участки, возводить ограждения и препятствовать доступу на них граждан.

Вторая проблема связана с отсутствием в законодательстве порядка реализации древесины, полученной при использовании лесов для целей недропользования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений, линейных и иных объектов (статьи 43-46 Лесного кодекса), и принадлежащей в соответствии со статьей 20 Лесного кодекса на праве собственности Российской Федерации. При этом арендаторы лесных участков не вправе использовать указанную древесину для собственных нужд, а уполномоченные органы государственной власти на практике не могут эффективно ею распорядиться, поскольку в большинстве случаев соответствующие лесные участки находятся на значительном удалении от дорог общего пользования и на данную древесину нет спроса. Полученная таким образом древесина не может быть должным образом учтена, сохранена и вывезена с мест рубок, в результате чего она теряет товарное качество, нарушаются нормы пожарной и санитарной безопасности в лесах, не обеспечивается поступление платы за указанную древесину в федеральный бюджет.

Решение: законопроектом предлагается дополнить статью 20 Лесного кодекса положением, в соответствии с которым порядок реализации указанной древесины устанавливается Правительством Российской Федерации. Кроме того, предлагается дополнить часть 3 статьи 74 новым пунктом, в соответствии с которым лица, использующие лесные участки для указанных целей, получат возможность заключить договор аренды соответствующих лесных участков для заготовки древесины без проведения аукциона.

Третья проблема связана с необходимостью проведения сложной и длительной процедуры оформления и согласования документации для приобретения в аренду лесных участков при осуществлении краткосрочных (занимающих на практике несколько месяцев) видов деятельности в рамках работ по геологическому изучению недр, например, геофизических и сейсмологических исследований. При этом такие работы проводятся на значительной площади, а по их результатам лишь малая часть территорий может быть использована в дальнейшем для разработки месторождений полезных ископаемых. Кроме того, минимальный срок аренды в соответствии с Лесным кодексом — 1 год.

Решение: законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть 3 статьи 72 Лесного кодекса, в соответствии с которой появится возможность заключать договоры аренды лесных участков для указанных целей на срок до одного года.

Для последовательной реализации предлагаемых законопроектом изменений в отношении упрощения порядка предоставления в аренду лесных участков для указанных целей потребуется внесение изменений в приказ Министерства природных ресурсов РФ от 6 апреля 2007 года 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» и приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14 мая 2007 года 125 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» в части определения специального порядка разработки проекта освоения лесов и его государственной экспертизы при предоставлении лесных участков в указанных целях.

Четвертая проблема: отсутствие в законодательстве четкого регулирования процедуры проведения лесных аукционов, в том числе отсутствие норм о сроке приема заявок на участие в лесных аукционах, а также норм, определяющих начальную плату предмета аукциона, привело на практике к массовым злоупотреблениям и нарушению норм антимонопольного законодательства при проведении аукционов, и, как следствие, к недополучению доходов федерального бюджета.

Решение: законопроектом вносятся изменения в статьи 78-80 Лесного кодекса, устраняющие возможность двоякого толкования норм о начальной цене предмета аукциона. Устанавливается соответствие между начальной ценой предмета аукциона и начальным размером арендной платы или начальной ценой заготавливаемой древесины, а также четкий механизм определения начальной цены предмета аукциона. Кроме того, предлагается установить минимальные сроки приема заявок на участие в аукционах: на право заключения договора аренды — 14 дней, на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений — 5 дней.

Пятая проблема: для осуществления какой-либо деятельности в лесах, которые в настоящий момент отнесены к резервным лесам (например, для эксплуатации уже существующих на этих землях объектов), необходимо проведение длительной процедуры перевода этих территорий в эксплуатационные леса.

Решение: полагая вышеназванное ограничение избыточным, в данном проекте федерального закона предлагается изложить часть 3 статьи 109 Лесного кодекса в новой редакции, допускающей любое использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок в резервных лесах предлагается допустить только в целях геологического изучения недр (ввиду краткосрочного характера данного вида использования) и в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд. В остальных случаях для заготовки древесины сохраняется требование о переводе резервных лесов в эксплуатационные или защитные леса.

Таким образом, законопроект направлен на решение наиболее острых, объективно существующих на практике проблем применения лесного законодательства.

Изменения ко второму чтению коснулись обеих статей законопроекта, при этом статья 2 дополнена частью, предусматривающей включение в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса РФ» новой статьи. В связи с этим предлагается принять законопроект во втором чтении с новым наименованием: «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В целом законопроект прошел существенную доработку и все необходимые согласования, имеются все необходимые заключения, поэтому комитет считает целесообразным принять сегодня законопроект сразу во втором и третьем чтениях.