Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Восьмикратное повышение железнодорожных тарифов - Кировская область

 •• Вагончик тронется - фанкряж останется

 Восьмикратное повышение железнодорожных тарифов парализовало работу десятков лесозаготовительных предприятий на юге Кировской области

Нерентабельность перевозок леса по железной дороге может оставить без работы более половины работающего населения Малмыжского, Уржумского и Кильмезского районов. Районное руководство считает, что ситуация - на грани социального взрыва.

 Дорога-то железная, расценки - золотые...

Бывшая станиция Сюрек, что почти на границе Удмуртии и Кировской области, - настоящее "окно в Европу" для предпринимателей, занимающихся лесозаготовкой в Уржумском, Малмыжском и Кильмезском районах. Отсюда вятский фанкряж по железной дороге уходил на северные ЦБК, на деревообрабатывающие предприятия Кирова и Слободского. Большая часть фирм, занимающихся лесозаготовкой, грузились на Сюреке, часть - на расположенной на этой же ветке удмуртской Кильмези.

До недавних пор тариф или оплата провоза считался в соответствии с тарифным руководством РЖД от любой из этих станций до станции назначения. Кроме провозной платы, предприятия оплачивали услуги по уборке и подаче вагонов - относительно небольшие расходы (услуги локомотива до 1 км стоят порядка 2500 руб.)

Обе эти станции перестали быть таковыми в середине девяностых, по распоряжению руководства железной дороги превратившись в обычные подъездные пути ст. Ува-1, расположенной в шестидесяти километрах от Сюрека. Как объяснили тогда грузоотправителям, необходимо сократить издержки, аккумулировать средства и направлять их, в частности, на ремонт подъездных путей. Однако, по неподтвержденной информации, на ремонт этих путей деньги выделялись из бюджета Удмуртской республики.

Вместе со сменой статуса Сюрек и Кильмезь лишились и локомотивов для подачи и уборки вагонов. Но если пригнать его со ст. Ува до декабря прошлого года можно было по вполне приемлемым расценкам – 3-4 тысячи рублей за каждый поставленный на Сюрек вагон, то с нынешнего года железнодорожники предложили отправителям платить не за вагон, а за каждый выход локомотива до Сюрека. В итоге подача и уборка вагонов стали стоить порядка 56 тысяч рублей.

 Ударим рублем по кризису?

- Раньше, когда были стабильные заказы, пригоняли вагонов по пятнадцать, сразу несколько предпринимателей загружались, и в итоге выходило на круг тысяч сорок пять - рассказал "Наблюдателю" один из лесозаготовителей. - Железнодорожники говорили, что работают по таким тарифам при условии, что мы будем увеличивать объемы отгрузки за один выезд вагонов до пятидесяти.

Однако сейчас возможности отгрузки крупнейших грузоотправителей - максимум 3-4 вагона в смену. Из-за кризиса нет заявок на объемы леса, не ясно, сколько нужно вагонов для всех, да и объединиться практически невозможно. В итоге каждый отправитель леса с Сюрека должен раскошелиться минимум на 56 тыс. за каждую подачу и уборку вагонов (по 28 тысяч за выход локомотива).

- Мы просили железнодорожников оставить прошлогодние тарифы хотя бы на первый квартал этого года, - рассказывают предприниматели. - Даже сумма в 7-8 тыс. за поставку и уборку одного вагона была бы приемлема. Но в итоге попали под двойной удар - и с отсутствием заказов, падением цен на продукцию, и с новыми тарифами от железной дороги.

- На железной дороге новые тарифы объясняют просто, - рассказывает глава Кильмезского района Николай Икаев. - Мы - акционерное общество, и наша основная задача - получение прибыли.

По словам Николая Зелимхановича, новые тарифы фактически ставят под удар основу жизни района.

- Расчетная лесосека в районе в ближайшие годы увеличится до 800-900 тыс. кубометров. Единственный рентабельный путь доставки леса - по железной дороге. Нужно вырубать, но в данной ситуации стало абсолютно невыгодно куда бы то ни было наш лес доставлять.

 Без работы остались все

Подвозить лес до Увы автотранспортом фактически невозможно: нет свободной техники. Да и вся инфраструктура на Сюреке, где исторически занимались погрузкой леса, тогда просто рухнет.

С конца декабря со станции Ува не отправлено фактически ни одного вагона с вятским лесом.

- Предприятия и предприниматели просто перестали вывозить и грузить балансы и техсырье в вагоны и фактически бросают их на месте. Цена березового баланса 350 рублей за куб в вагоне на станции отправителя. Кто будет доплачивать в расчете 1000 рублей за куб из-за такой стоимости услуг на железной дороге? Пока была высокая цена на фанкряж, везли за 250 км на другие станции. Сегодня такой возможности нет. Сейчас в сезон заготовки древесины стараются рубить только хвою, заготавливать лиственные без гарантированной отгрузки нет смысла, - рассказывает предприниматель Владимир Шишкалов.

Главы трех районов даже обратились с просьбой помочь к депутату ГосДумы Игорю Игошину. Тот, в свою очередь, обратился к начальнику Горьковской железной дороги с просьбой сохранить тарифы на подачу и уборку вагонов на путях станции Ува-1 - Сюрек. Ответа пока нет. Определенные надежды предприниматели и руководство районов возлагают на личную встречу с руководством ГЖД - в скором времени ожидается визит железнодорожного начальства в Ижевск.

Известно, что на сегодняшний день порожняком в Уве стоят порядка сорока пяти вагонов. И вместо ожидаемых прибылей от повышенных тарифов железнодорожники, судя по всему, сами подсчитывают убытки.

- Ситуация напоминает анекдот из серии: зачем себе глаз выколол? А пусть у моей тещи будет зять кривой... - невесело пошутил один из собеседников "Наблюдателя".

Комментариев ситуации в Ижевской дистанции пути по телефону получить не удалось. "Наблюдатель" будет следить за развитием событий.

 SOS

«Вынужденное прекращение железнодорожных грузоперевозок уже привело к снижению объемов промышленного производства, сокращению рабочих мест, уменьшению налогооблагаемой базы. Сложившаяся ситуация в дальнейшем может привести к серьезному социальному взрыву, так как около 60% работающего на территории населения занято на предприятиях, напрямую связанных с использованием данных подъездных путей…»

Из письма глав Кильмезского, Уржумского и Малмыжского районов депутату ГосДумы Игорю Игошину

   Иван КАЗАКОВ