Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Деревообработка и стратегия развития в условиях кризиса.

Деревообработка и стратегия развития в условиях кризиса.

Самознаев М.Д., Генеральный директор ЗАО «СКС», Москва

 

 

         Кризис вслед за финансовой сферой поражает реальный сектор и, в первую очередь, сферы производства сырья и оборудования.

         Это - естественный ход событий. В условиях разворачивающегося кризиса и общего падения спроса в экономике, прежде всего, приостанавливаются реновационные процессы – процессы приобретения оборудования и увеличения запасов сырья для создания новых производств и расширения существующей производственной базы.

         Более того, потребление сырья сокращается в несколько раз. Поэтому в ориентированной на производство и экспорт экспорт сырья и полуфабрикатов экономике кризисные явления проявляются особо (в разы более) остро. Поскольку при спаде производства в мире цены на сырье падают именно в разы (и восстанавливаются последними). Цены же на высокотехнологичные, близкие к конечному потребительскому спросу товары изменяются весьма незначительно и даже не снижаются вовсе. Кроме того, низкий уровень переработки (переделов) экономике c сырьевой ориентацией не создает внутренних цепей порождающих  дополнительные рабочие места и стимулирующих развитие предшествующих и последующих переделов продукции.

         В кризис ориентированные на производство и экспорт сырья производства в очень короткий срок практически лишаются спроса на основную свою продукцию,  Это касается и деревообработки в той ее части, которая исторически ориентирована на экспорт сырья и полуфабрикатов низкой степени переработки. С другой стороны на конечную высококачественную продукцию деревообработки имеется устойчивый и постоянно возобновляемый внутренний спрос со стороны населения и сопряженных производств, огромные объемы такой продукции продолжают импортироваться, несмотря даже на произошедшие существенные изменения в курсах валют.

         Конечно, деревообработка не является системообразующей отраслью национальной экономики.  Благодаря своим особенностям деревообработка существенно уступает добывающим отраслям и, например, металлургии по монополизации и концентрации производства. Как следствие этого – падение и стагнация производства в деревообрабатывающей промышленности чревато существенно меньшими социально-экономическими последствиями, чем в системообразующих отраслях. Но это, однако, не должно становиться  фактором, определяющим пониженное внимание со стороны государства к поддержанию и стимулированию развития данной отрасли в период кризиса.

         Наоборот, именно отраслям, ориентированным на постоянно существующий, и потому – малозависящий от кризисов, конечный внутренний спрос населения, должно уделяться повышенное внимание  в работе по выводу страны из кризиса.

         В существующей ситуации смягчить удар  и, более того, обеспечить по сравнению с другими странами более быстрый и с меньшими потерями выход из кризиса можно только с помощью государства  и только на основе эффективно построенных и правильно ориентированных программ государственного регулирования и поддержки экономики.

         Первая волна кризиса, как это и должно было быть, ударила, прежде всего, по финансовой системе. На данной стадии у государства не было особых альтернатив в выборе секторов и направлений поддержки и стимулирования экономики. Спасать, прежде всего, нужно было финансовую систему, туда и были направлены основные ресурсы.

         Далее кризис распространяется и поражает остальные сектора экономики. И на этой стадии уже очень важно четко определиться с приоритетами, куда нужно направлять государственную помощь, чтобы использовать эти средства максимально эффективно, чтобы пройти кризис с минимальными экономическими потерями и без серьезных социальных потрясений.

         Применительно к общей схеме развития целесообразно делать упор именно на основных сисетемообразующих, определяющих специализацию страны в международном разделении труда отраслях экономики. Эти отрасли находятся на переднем крае по технической оснащенности, в них консолидирован основной капитал, в них работает лучший менеджмент, они несут основной доход стране и ее бюджету.

         К сожалению, в нашей стране – это, прежде всего, добывающие и производящие сырьевые ресурсы отрасли. Спрос же и цены на продукцию сырьевых отраслей в кризис падают (и уже упали) наиболее сильно. Более того, соответственно спрос и цены на продукцию эти отраслей будут восстанавливаться последними. Поэтому спад производства в этих отраслях  будет долгой раной, требующей «постоянного лечения», отдача же от этих отраслей возродится последней, только когда основные потребители сырья выйдут из кризиса.

         Поэтому естественное стремление поддержать в первую очередь именно системообразующие отрасли применительно к современной российской экономике будет неэффективным, такой путь только усугубит кризисную ситуацию. Это будут, по сути,  вложения с перспективой на самую долговременную и низкую по эффективности отдачу. На этом пути дотационная поддержка сырьевых отраслей станет долговременным нарывом, требующим постоянного лечения, а средства, направляемые в эти отрасли, будут просто проедены без реальной отдачи. Более того, эти неэффективные дотации станут дополнительным генератором раскручивания инфляции, что будет только обострять кризисные явления и требовать все больших и больших дополнительных вливаний. В итоге деньги окажутся просто выброшенными.

         Да, определенные средства в добывающие сектора направить (к сожалению и видимо, без отдачи) нужно, но в объемах, необходимых лишь для быстрейшей консервации неиспользуемых мощностей и перепрофилирования высвобождающегося персонала.

         А субсидировать и развивать нужно совсем другие сектора, В первую очередь, чтобы снизить социальную напряженность от роста безработицы, нужно в сжатые сроки создать достаточно много хорошо оплачиваемых рабочих мест. Можно, конечно, строить дороги, пантеоны и тд. Но это - далеко не самый эффективный способ использования быстро иссякающих в кризис госресурсов. Это - по сути, не многим лучше простого проедания средств через механизм субсидирования сырьевых отраслей. Подобное использование ресурсов не включает  в полной мере механизмов обратных связей, стимулирующих рост внутреннего производства и возврат этих ресурсов в возрастающем размере обратно в экономику, а именно эти стимулирующие механизмы и стимулируемый ими возрастающий возврат средств в экономику обеспечат выход страны из кризиса с минимальными потерями и максимально снизят зависимость от протекания кризиса в мире.

         Так какие же производства должны создаваться и поддерживаться? Среди основных требований к таким производствам можно выделить следующее:

- выпуск на базе передовых технологий продукции (в частности, импортнозамещающей) самой высокой степени переработки, ориентированной на постоянно возобновляемый внутренний конечный спрос населения и спрос повсеместно работающих сопряженных производств;

- относительно низкая капиталоемкость и ресурсоемкость (на одно рабочее место), быстрая окупаемость производства;

- широкая доступность материальных ресурсов для производства;

- выпуск продукции, стимулирующей, в первую очередь, внутреннее потребление и развитие смежных производств (т.е. обеспечивающей многократный рост рабочих мест);

- наличие в регионах минимальной кадровой и производственной инфраструктуры для создания данных производств (типовых зданий и сооружений);

- отсутствие технических, конкурентных  и психологических трудностей реализации проекта;

- защищенность качества продукции и производительности «от влияния человеческого фактора».

         Да таких производств не бывает! Еще как бывает. Этим требованиям удовлетворяет практически любой вид высоких стадий деревообработки, использующей передовые технологии и производящей высококачественную продукцию, ориентированную на существующий конечный спрос и импортозамещение.

         Например - производство моногослойной паркетной доски. В страну сейчас ввозится несколько миллионов кв.м паркетной доски, реальная внутренняя потребность с учетом понижения цен при собственном производстве - в десятки раз больше. При чем эта потребность существует повсеместно и с нарастанием кризиса практически не будет снижаться, т.к. с промстроительства и строительства жилых массивов произойдет (уже произошла) переориентация на строительство частных домов, ремонт жилья и офисов. Именно здесь, прежде всего, и нужна эта продукция.

         Современное производство паркетной доски является одним из высших  уровней переработки древесины. Качественная и произведенная по современным технологиям продукция пользуется повышенным спросом по всему миру, характеризуется минимальным потреблением сырья, которое в требуемых объемах имеется в России практически повсеместно. Здесь трудно организовать монополию на поставки сырья и создать серьезные чиновничьи барьеры на доступ к ресурсам в требуемых для производства объемах. Производство может создаваться и/или развиваться на базе имеющихся (имевшихся) повсеместно деревообрабатывающих производств, в массе своей в настоящее время использующих рутинные технологии, и потому не удовлетворяющих потребительский спрос и неимеющих средств на перевооружение.

         К сожалению, требуемое оборудование для производства паркетной доски придется приобретать за границей (Италия, Германия). Однако, для других комплектных высокотехнологичных и высококачественных (с технологиями, защищенными от человеческого фактора) производств в России сейчас производителей, к сожалению, также практически не имеется.

         Производство паркетной доски средней мощности может дать 300-500 рабочих мест при трехсменной работе. На человека в год: выпуск: 1,0 -2,3 млн. руб; зарплата: 300-600 тыс; возврат налогов в бюджет: 200-380 тыс.

         Стоимость создания рабочего места (включая капитальные затраты и оборотные средства) даже при полном прямом кредитовании из бюджета составляет 350-480 тыс. руб. менее чем на год, поскольку такое производство окупается всего лишь за 0,8-1,3 года. Производство может быть создано и пущено в эксплуатацию за 6-8 месяцев. Срок с момента основной оплаты за оборудование до начала возврата средств уже от реализации выпускаемой продукции при минимально разумной организации составляет 2-4 месяца.

         При массовой реализации таких проектов в рамках (национальной или региональной) госпрограммы реальные затраты государственных средств от вышеуказанных сумм могут быть реально уменьшены на 60-80%  (т.е. до 120-200 тыс. руб. на создаваемое рабочее место). Это может быть достигнуто за счет:

- привлечения будущих собственников создаваемых производств к долевому финансированию проектов:

- применения достаточно хорошо зарекомендовавших себя схем не прямого государственного кредитования, а выдачи лишь государственных гарантий кредитов и (частичного или полного) погашения процентов по этим кредитам.

         В итоге страна получает двойной дополнительный эффект. Во-первых, вместо прямой раздачи средств банкам, через эти же банки гораздо эффективнее направить средства под реализацию целевых нацпрограм. Во-вторых, государство освобождается от значительного бремени гарантий по содержанию, в том числе, в проблемных банках средств граждан, эти средства будут привлечены как инвестиции в проекты.

         Но самое главное, разрывается порочный круг банковской политики в период кризиса – держать деньги только в максимально ликвидной форме и никому не давать в кредит (даже при 150% гарантиях).  Здесь государство может повсеместно работать именно с теми банками  (и тем самым спонсировать и стимулировать их), которые готовы и будут работать с реальным сектором экономики, а не использовать господдержку для валютных спекуляций и раскручивания тем самым дополнительной инфляции.

         Имеется еще целый ряд позитивных результатов поддержки деревообрабатывающей отрасли путем создания и развития высокоэффективных ориентированных на внутренний конечный спрос производств. Их повсеместная «применимость», легкая адаптивность, а также наличие повсеместного и постоянно возобновляемого спроса будут стимулировать развитие производств (и создание дополнительных рабочих мест) в смежных отраслях (лесопиление, строительство и др.), а также в сфере потребления и услуг. И самое главное в такой антикризисной программе упор делается на применение чисто экономических методов, а не методов неэффективного администрирования, когда основным результатом «помощи» становится коррупционная составляющая по «раздаче госсредств».

         Разворачивание современных производств паркетной доски с учетом параллельного развития сопряженных производств  позволяет еще более снизить требуемые государственные затраты на создание нового рабочего места: до 70-100 тыс. руб.

         В рамках государственной антикризисной программы параллельно с паркетными может создаваться целый ряд других, опирающихся на передовые технологии и ориентированных на возобновляемый конечный спрос, производств высоких стадий переработки древесины.

         Эти производства дадут национальной экономике не только перспективные и хорошо оплачиваемые рабочие места, они повсеместно будут функционировать как встроенные  элементы внутреннего экономического стимулирования развития производственной и финансовой сфер. В итоге описанная система государственной помощи деревообработке при самых минимальных затратах и при одной из самых высоких скоростей окупаемости взамен широко лоббируемого в настоящее время прямого субсидирования базовых сырьевых производств даст стране действенный механизм стимулирования развития экономики в целом, ускорения выхода из кризиса, снятия социальной напряженности и сдерживания и даже преодоления инфляционных процессов.

Салат букет невесты.