Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Андрей Дементьев о создании привлекательного инвестиционного климата в российском лесном комплексе

 

Тезисы выступления заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрея Дементьева на 3-ем Российско-Финляндском лесном саммите

Лесной сектор – это важнейшее направление сотрудничества между нашими странами на протяжении многих лет. У нас сложилась длительная история отношений. И сегодня, несмотря, а может быть, и благодаря кризису, у нас появляется возможность вывести наши отношения на новый уровень: от товарообмена – к совместному инвестиционному сотрудничеству.
   
    Объем взаимной торговли лесобумажной продукцией за 9 месяцев 2009 года составил более 1,4 млрд. долларов США. При этом сальдо «лесного» торгового баланса сложилось в пользу Финляндии (по причине сокращения экспорта необработанных лесоматериалов на 5.5 млн.кбм).
   
    За время прошедшее после проведения 2-го российско-финляндского лесного саммита в Российской Федерации разработана и принята Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года. Основными целями Стратегии являются: сохранение ресурсно-экологического потенциала лесов, повышение конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках, углубление переработки древесины, социально-экономическое развитие регионов, стабильное удовлетворение общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
   
    Стратегией предусмотрено увеличение объема отгруженной продукции к 2020 году в 4,3 раза до 2,7 трлн. Рублей (что эквивалентно порядка 100 млрд. долл. США). Такое увеличение объемов производства достигается за счет доведения уровня переработки заготовленной древесины с 49% в 2007 году до 78,5% в 2020 году. Мы планируем достичь этих показателей через наращивание объемов производства высокопередельной лесобумажной продукции (мелованные сорта бумаги и картона, композитные материалы, продукция для домостроения, санитарно-гигиенические изделия премиум-класса, элитная мебель).
   
    Решение этой задачи невозможно без притока инвестиций и технологий, а следовательно, создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли, понятных и прозрачных правил игры.
   
    Конечно, на ход реализации Стратегии и привлечение инвестиций в отрасль оказывает негативное влияние мировой финансовый кризис. Мы наблюдаем сжатие спроса на продукцию лесного комплекса, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
   
    Поэтому в течение года практически по всем группам продукции отмечалось падение объемов производства, несмотря на временное оживление в отдельные месяцы. Наши финские коллеги стали свидетелями сходных процессов в своем хозяйстве. Особенно значимым это воздействие оказалось в сегменте деревообработки, нацеленной на строительный бизнес (падение – 28-32% по различным видам продукции), в меньшей степени – в целлюлозно-бумажном производстве (падение – на 6-12%). Значимо сократилось производство мебели, что отражает сокращение спроса со стороны индивидуальных потребителей и корпоративных структур.
   
    Неоднозначно складывается и внешнеторговая ситуация. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов снизились на 43%, целлюлозы – на 22%. Однако экспорт пиломатериалов, ДСП, ДВП, бумаги и картона даже увеличился. В стоимостном выражении, за счет падения цен на мировых рынках на лесобумажную продукцию, экспорт снизился по всем позициям. В целом потери составили 33,5%. Такая ситуация обусловлена разной динамикой спроса по отдельным товарным рынкам и различным уровнем конкурентоспособности российской продукции.
   
    По ряду позиций мы довольно отчетливо наблюдаем эффект импортозамещения. Импорт снизился по всем позициям как в физическом выражении: ДВП, фанеры – на 53-54%, бумаги и картона – на30%, так и стоимостном: продукция деревообработки – более чем на 45%, бумаги и картона – на 22%.
   
    Приведенные мной выше цифры показывают, что российский лесной сектор – это одно из наиболее привлекательных направлений для импортозамещения, а, следовательно, привлечения инвестиций.
   
    Скорость возвращения предприятий леспрома на траекторию, определенную в Стратегии, зависит от двух факторов: 1) Сроков восстановления внутреннего и внешнего спроса; 2) Темпов реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и других мер, предусмотренных Стратегией. Ключевой фактор успеха – это эффективность институтов привлечения инвестиций в отрасль.
   
    Сегодня можно сказать, что такая система институтов, норм и правил – в целом создана. В лесном секторе сформирована нормативная правовая база, обеспечивающая прозрачное осуществление полномочий федеральными и региональными органами исполнительной власти, их четкое разграничение. Кроме того, законодательно установлены условия для развития углубленной переработки лесных ресурсов.
   
    Правительством Российской Федерации (Постановление № 419) однозначно определены преференции для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов и критерии отбора проектов
   
    К настоящему времени в перечень включены 75 проектов (из них в 2009 году включены в перечень 34 проекта) с объемом инвестиций 429,7 млрд. руб. и объемом перерабатываемого сырья 68,1 млн. куб. метров. Таким образом, за год реализации Стратегии и только в рамках одного инструмента у нас сложилось понимание по 20% инвестиций, необходимых отрасли до 2020 года.
   
    И эта работа продолжается, несмотря на кризисные явления. Если посмотреть динамику утверждения приоритетных инвестиционных проектов, можно сделать однозначный вывод – в конце 2008 – начале 2009 года кризис снизил активность инвесторов. Однако, начиная со второго квартала, работа активизировалась. Мы уверены, что восстановительная тенденция имеет долгосрочный характер.
   
    За время кризиса введены в эксплуатацию восемь объектов с объемом инвестиций 16,3 млрд. рублей и объемом годового лесопользования 3,4 млн. куб. м. В стадии завершения находятся еще 7 проектов. Около двух десятков проектов достигли точки невозврата с учетом уже вложенных инвестиций. По ряду объектов реализация идет c отставанием до 6 и более месяцев, что вполне объяснимо в условиях продолжающегося кризиса.
   
    Сжатие рынков, рост кредитных рисков, низкая предсказуемость макроэкономических условий – все это не могло не сказаться на принятии управленческих решений на государственном уровне. В то же время мы считаем, что кризисная «пауза» подходит к концу, и мы не должны изменять факторы, определяющие мотивацию инвесторов при входе на российский рынок. В качестве примера приведу такой факт. На дальневосточном направлении российский экспорт необработанной лесной продукции снизился крайне незначительно (в отличие от европейского). А значит таможенно-тарифные механизмы, возможно, в несколько более структурированном виде будут задействованы.
   
    Несколько слов о прочих антикризисных действиях в лесной сфере. Минпромторг в рамках своей компетенции ведет работу по компенсации негативных макроэкономических условий. В лесопромышленном комплексе действуют меры государственной поддержки в виде субсидирования процентных ставок по кредитам предприятий-экспортеров и на техническое перевооружение. В качестве антикризисной меры в 2009 году введено субсидирование процентных ставок на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива. Кроме того, Минпромторг России является заказчиком трех важных проектов, выполняемых для ЛПК, с общим объемом бюджетного финансирования 530 млн. рублей. Все эти меры также направлены на сохранение инвестиционной привлекательности российского лесного комплекса.

Пресс-служба Министерства промышленности и энергетики РФ