Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Основные нововведения, которые содержит новый Лесной кодекс

По сообщению Лесного форума Гринпис России, 8 ноября 2006 г. на утреннем пленарном заседании Государственная Дума приняла в третьем чтении новый Лесной кодекс Российской Федерации. Новый кодекс - если он будет одобрен Советом Федерации и подписан Президентом - должен вступить в силу с 1 января 2007 года.
Основные нововведения, сообщает Лесной форум Гринпис России, которые содержит новый кодекс, состоят в следующем (некоторые из них вводятся постепенно - в течение года после вступления в силу нового Лесного кодекса). Примечание Лесного форума Гринпис России: данный обзор нововведений является предварительным и основывается на варианте второго чтения; более детальный анализ нововведений кодекса будет сделан после опубликования проекта, принятого в третьем чтении.
Вводится формальная децентрализация управления лесами, лесного контроля и надзора - основная часть лесов по-прежнему остается в федеральной собственности, доходы от передачи лесов в пользование поступают в федеральный бюджет, законы и правила, связанные с лесопользованием, устанавливаются на федеральном уровне, но ответственность за управление лесами, их охрану, использование и воспроизводство возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование затрат на управление лесами осуществляется через механизм целевых субвенций.
Максимальный срок аренды лесов снижается с 99 лет до 49 лет. Минимальный срок аренды лесов увеличивается с 13 месяцев до 10 лет (не считая передачи лесов в аренду в целях, не связанных с использованием лесных ресурсов - для этих случаев минимальный срок составляет 1 год).
Вводится частная собственность на леса, не входящие в лесной фонд, леса в пределах утвержденных границ поселений, и создаются условия для застройки лесов и фактической их приватизации (для целей застройки) в пределах земель лесного фонда без изменения категории земель. Возможность застройки создается в лесах, переданных для ведения охотничьего хозяйства, рекреационной и религиозной деятельности, а также в некоторых иных случаях.
Деление лесов на три группы изменяется на деление лесов на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса первой группы сохраняются как защитные; леса второй группы и эксплуатационные леса третьей группы объединяются в эксплуатационные леса; резервные леса остаются резервными.
Понятие "лесхоз" ликвидируется, в качестве территориальных единиц управления лесами, находящихся под управлением лесничих, вводятся "лесничества" и "лесопарки" (лесничество в понимании нового кодекса в большей степени соответствует современному лесхозу, чем современному лесничеству).
Право установления перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор и контроль, передается субъектам Российской Федерации.
Разрешительная система получения права лесопользования меняется на заявительную (а лесорубочные билеты, выдаваемые государственными органами лесного хозяйства, соответственно, заменяются на лесные декларации, составляемые самими лесопользователями).
Вводится возможность неограниченного использования земель лесного фонда для строительства линейных объектов.
Вводятся некоторые антимонопольные требования к управлению лесами и лесопользованию.
Обязанности по ведению лесного хозяйства возлагаются на арендаторов лесного фонда; кроме того, создаются условия для возложения обязанностей по проведению лесохозяйственных мероприятий на покупателей насаждений "на сруб" (т.е. в современной терминологии - на "краткосрочных пользователей"). При этом конкретных требований по уровню и интенсивности ведения лесного хозяйства кодекс не содержит.
Вводится обязательность конкурсного размещения заказа на проведение лесоустройства, а также на выполнение любых лесохозяйственных работ, без ограничения участников конкурса, лицензирования и аккредитации.
Вводится исключительно аукционная (не конкурсная) форма предоставления лесов в аренду и продажи насаждений на сруб; полностью ликвидируется возможность учета социальной роли претендента на получение права лесопользования при распределении лесных ресурсов.
Вводится разделение лесоустройства и государственной инвентаризации лесов (с сохранением монопольной роли государства в лесоинвентаризации).
Предусматривается введение государственного мониторинга лесов, государственного лесного реестра, государственного кадастрового учета лесных участков, проекта освоения лесов (вместо нынешнего плана рубок), лесохозяйственного регламента (вместо нынешнего проекта организации и ведения лесного хозяйства).
Вводится понятие "Лесной план субъекта Российской Федерации" - обязательный документ, определяющий порядок управления лесами региона.
Вводятся водоохранные зоны, размеры которых непосредственно устанавливаются Водным кодексом; ликвидируются защитные полосы по берегам рек, являющихся нерестилищами ценных пород рыб, как категория защитных лесов. В водоохранных зонах запрещаются сплошные рубки.
Вводится запрет охотничьего хозяйства в зеленых зонах и лесопарках.
Отменяется обязательность государственной экологической экспертизы любых проектов, связанных с лесным хозяйством и использованием лесных ресурсов.
Сроки вступления в действие положений кодекса и нормы переходного периода определяются Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса РФ".
Введение в действие нового Лесного кодекса -
1 января 2007 г.
Переход лесхозов в собственность субъектов Российской Федерации -
1 февраля 2007 г.
Разработка нормативных документов, необходимых для реализации нового Лесного кодекса - 1 июля 2007 г.
Перезаключение договоров аренды участков лесного фонда, заключенных ранее -
до истечения срока действия лесорубочных билетов.
Исключение возможности размещения заказов на лесохозяйственные работы без конкурса -
1 января 2008 г.
Основные проблемы нового Лесного кодекса, по сообщению Лесного форума Гринпис России:
Кодекс является законом непрямого действия и для своей реализации требует принятия нескольких десятков нормативных актов, без которых большинство положений кодекса действовать просто не может (пока ни один из нормативов не готов даже на уровне проекта).
Кодекс изобилует формулировками, которые допускают множественное толкование, что создает основу для хаоса и дальнейшего роста коррупции в лесной отрасли.
Кодекс не содержит механизмов стимулирования лесопользователей к ведению лесного хозяйства, направленного на повышение устойчивости и продуктивности лесов, достижение неистощительности лесопользования.
Кодекс создает условия для роста самозахватов земель защитных лесов под застройку с соответствующими ограничениями доступа граждан в леса и нарушением экосистемных функций защитных лесов в густонаселенных районах России.
Кодекс разрушает старую систему управления лесами и завершает разрушение старой государственной лесной охраны, но при этом не создает надежной основы для новой системы управления лесами и охраны лесов.
Кодекс (а точнее - закон о его введении) ликвидирует государственную экологическую экспертизу любых материалов, связанных с проектированием лесопользования и лесного хозяйства, а также общественных слушаний по этим материалам.

Лесной форум Гринпис России