Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Биотопливо = экономия + экология + …

В Ижевском государственном техническом университете прошел круглый стол, посвященный презентации проекта «Снабжение Удмуртской Республики местными видами топлива». Проект разрабатывался в течение двух лет учеными ИжГТУ совместно с Министерством промышленности и энергетики УР. На его обсуждение собрались представители министерств промышленности и энергетики, лесного хозяйства, сельского хозяйства и продовольствия, природных ресурсов и охраны окружающей среды, разработчики, промышленники.

Актуальность темы

О ней ярче всего говорят цифры, озвученные министром промышленности и энергетики УР Олегом Радионовым.

Сегодня Удмуртия на 97,5 процента зависит от традиционных видов топлива: газа, нефти, угля. Лишь два с половиной процента занимают дрова и отходы деревообработки. Между тем отходы животноводства и деревообработки (сырье для биотоплива) у нас настолько велики, что потенциал альтернативного топлива превышает потребности - 383 тонны условных единиц топлива в год.

Занялись этой темой вплотную после многолетних разговоров неспроста - прогнозы говорят о резком удорожании традиционных видов топлива. Только в 2010 году цена на газ повышалась уже дважды, а к 2020 году цена за тонну газа возрастет почти в 9 раз - до 9207 руб. против 1794 руб., цены сегодняшней. Тонна угля будет стоить 9945 руб. (3255 руб. – сейчас), тонна мазута – 11000 руб. (5110 руб.).

Для сравнения: цена на дрова к 2020 году поднимется с 1700 руб. за тонну до 2840 руб., щепы – с 580 руб. за тонну до 970 руб.

Сейчас бюджет Удмуртии, по словам министра, тратит в год на уголь 220 млн. рублей. Эти расходы снизятся вдвое, если появится альтернативное топливо. Впрочем, поворачиваемся мы к этой альтернативе медленно: до сих пор Россия использует в год на человека всего 0,032 тонны условного топлива, что в 70 раз меньше, чем в Финляндии, близкой нам по климатическим условиям. Хотя давно подсчитаны плюсы от введения альтернативного топлива: это не только значительная экономия средств и природных ресурсов, это спасение экологии республики, задыхающейся от отходов животноводства и деревообработки, рабочие места на новом производстве – заготовке, доставке, переработке названных отходов, строительство заводов, пунктов хранения, производство необходимого оборудования для этой сферы.

Альтернативное топливо

Его еще называют возобновляемым, поскольку отходы животноводства и древесины – это стабильные ресурсы для биотоплива. В Удмуртии, к примеру, работу биокомплекса, производящего биогаз, могут обеспечивать в настоящий момент около 300 предприятий животноводства. И 70 процентов небольших котельных республики (а они составляют 4/5 всех котельных Удмуртии) можно перевести с природного газа на биогаз.

Другой вид биотоплива, давно известный в Европе (в Швеции он обеспечивает «большую энергетику» на 60 процентов) и новый для нас, – спрессованные гранулы из опила и щепы - брикеты, пеллеты. В Удмуртии по новой концепции запланировано построить три завода по производству пеллет и один - брикетов.

Разработчики концепции определили наиболее привлекательные для этой работы районы республики, просчитали экономику маршрутов доставки отходов (скажем, вывозить опил рентабельно в пределах 20 км, гранулы – около 100 км), продумали управление запасами (поскольку лесозаготовки – работа сезонная). Создали информационно-аналитическую систему с электронной картой Удмуртии, базой данных и расчетом себестоимости альтернативного топлива. Подсчитано оптимальное количество пунктов накопления отходов - 109 на республику - и пунктов подготовки топлива – 28. И, наконец, инвестиций на реализацию этого проекта потребуется в размере 1 млрд. 931 млн. рублей, которые окупятся в течение 7 лет.

Вопросы остаются всегда

Их задавали разработчикам производственники-практики. Оказывается, каждый вид топлива требует конструктивных особенностей топливных котлов. Готово ли к их массовому запуску энергетическое машиностроение? Почему так мало уделяется внимания торфяным запасам? Сегодня в Удмуртии торфа добывают всего 28 тысяч тонн в год, а его запасы в республике - до 1 млрд. тонн. Насколько изменится экономика производства тех же пеллет, если при спросе обозначится стоимость на сырье (сейчас сырье считается бесплатным)? Насколько учтены все нюансы транспортировки и хранения биотоплива (поскольку превышение влажности в тех же пеллетах-брикетах негативно скажется на эксплуатации топливных котлов)?

Насколько вообще реально воплощение этой концепции и скорое появление альтернативного топлива в Удмуртии? Осторожный оптимизм прозвучал в словах министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Михаила Кургузкина: «Хотелось бы при нашей жизни увидеть воплощение проекта». Ему оппонировал представитель Агентства по энергосбережению УР. В программе энергоэффективности Удмуртии на подобные проекты заложено около 450 млн. рублей. Уже выделены деньги на разработку двух биогазовых комплексов совхозу «Восточный» и птицефабрике «Ижевская» и биогазовой установки на комплексе «Пычасский». Для пилотных проектов есть определенные льготы, и они могут войти в программу. Альтернативное топливо – тема сегодняшнего дня. И от качества ее разработки зависит качество нашего скорого будущего.

Юлия АРДАШЕВА