Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Как оживить лесной сектор? (Казахстан)

Автор: Ольга УШАКОВА

В парламенте страны полным ходом идет обсуждение поправок и дополнений в Лесной кодекс Республики Казахстан. Ассоциация лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО (а в Восточном Казахстане сосредоточено более половины гослесфонда страны) внесла 45 предложений для реабилитации лесного сектора государства. Шесть из них в этой организации называют жизненно необходимыми. Рассказать о них подробнее мы попросили президента ассоциации Владимира Резанова.

- Владимир Романович, Вам уже примерно известно, какие Ваши предложения были приняты депутатами и правительством?

- Нам известно, что из 45 наших предложений в новый законопроект вошли 20. Пока не знаем, какие именно. Предложения касаются изменений правил проведения рубок в лесу, отвода и освоения лесосек, обязательного лицензирования всех лесозаготовителей и многого другого.

- Расскажите о главных предложениях.

- Еще в 2004 году правительство ввело запретные водоохранные полосы — вдоль крупных рек они простираются на ширину 2, 5 км, вдоль мелких рек — на 0, 5 км. На этих территориях запрещена любая хозяйственная деятельность: выпас скота, заготовка кормов, лесные рубки. Такой подход только навредил лесному и сельскому хозяйству, лесной промышленности, защите гослесфонда. Около 60% лесопользователей-долгосрочников остались не у дел. Мы предлагаем запретные полосы заменить на режим ограниченного действия. Подключили к этой проблеме местных депутатов из Зыряновского района ВКО. На их письменное предложение уже получен ответ от премьера Масимова, который согласился с внесением таких поправок.

На наш взгляд, крайне важно ввести в Лесной кодекс такое понятие, как лесные дороги — объекты инфраструктуры государственного лесного фонда, имеющие лесохозяйственное, противопожарное назначение. Лесные дороги также должны обеспечивать доступность лесных территорий для ведения лесного хозяйства и лесной промышленности, для отдыха населения и туризма. Государство должно вкладывать деньги в строительство этих дорог, чтобы получить эффективную отдачу от этих секторов экономики.

Следующее наше предложение касается проблем возобновления леса, создания и развития промышленных лесных плантаций. Мы рекомендуем узаконить принцип лесопользования «Срубил дерево — посади два». На наш взгляд, создание промышленных плантаций по выращиванию леса для нужд экономики требует законодательного и финансового участия государства, законодательного закрепления обязанностей и ответственности сторон, создания института страхования выращенного на плантациях леса.

- А если подробней?

- Промышленные лесные плантации- это дорогостоящие и рискованные проекты, особенно для малолесных государств. Для частника, реализующего такие проекты, невыгодно вкладывать в их развитие деньги 15 лет и только по истечении этого срока получить какую-то экономическую отдачу. Сейчас мы поставили вопросы так: пусть государство берет на себя финансирование таких проектов до 40% от всей суммы.

- Еще какие предложения Вы внесли по изменениям Лесного кодекса?

- Один из важнейших и крайне сложных вопросов — это создание вертикали управления лесным сектором экономики. На сегодня она утеряна. У нас есть Комитет лесного и охотничьего хозяйства, который входит в Министерство сельского хозяйства — огромную структуру, которая курирует самые различные отрасли, и до проблем лесного сектора у наших чиновников зачастую руки не доходят. Есть областные управления природных ресурсов и регулирования природопользования, госучреждения лесного хозяйства.

Проще говоря, лесхозы находятся в подчинении у акиматов области. И получается, что назначения на должность директоров лесхозов происходит не по профессиональным качествам претендента, а по принципу: то из акимата пристроят, то еще откуда-нибудь. И зачастую оказывается, что такие должности занимают люди, абсолютно не понимающие тонкостей этой профессии.

Мы предлагаем создать вместо уполномоченного органа — Комитета лесного и охотничьего хозяйства — структуру, которая бы объединила лесное хозяйство и лесную промышленность в единый лесной сектор экономики с подчинением ему территориальных управлений лесного хозяйства. Такое ведомство необходимо вывести из Минсельхоза и подчинить его напрямую правительству, как сейчас это сделано в Российской Федерации.

- Вы полагаете, что, изменив структуру управления, мы изменим положение в лесном секторе?

- Это лишь одна из составляющих. Пока нет четкой вертикали управления, нет полноценной ответственности у Комитета лесного и охотничьего хозяйства. А ведь они часто и рады бы что-то сделать полезное для леса, да полномочий нет. Чиновников у нас не принято хвалить особо, но с приходом на должность председателя комитета Ерлана Нысанбаева в этом ведомстве стали прислушиваться к предложениям общественников, нашей ассоциации, к нашим выступлениям в СМИ. Можно сказать, что комитет повернулся к нам и лесу лицом... Ерлан Нысанбаев поддержал наши предложения по снятию нынешнего запрета на экспорт готовых изделий из леса и продлению запрета на вывоз за границу необработанной древесины. Так мы сможем вдохнуть жизнь в предприятия деревообработки. Правда, пока наши предложения таковыми и остались. Экспортировать готовую продукцию из древесины по-прежнему запрещено.

Но самый важный, пожалуй, вопрос, который мы обязаны решить, — это обеспечение лесного сектора кадрами.

- То есть все то же банальное «кадры решают все»?

- Что нас волнует: ну поменяем законы, а что толку? Все должны исполнять люди. А это самый большой корень зла, который не один десяток лет будет сказываться на лесном секторе экономики. Кадровая подготовка работников лесного хозяйства либо лесной промышленности ведется сейчас крайне неудовлетворительно: в десятках вузов страны открыли отделения, которые выпускают бездарей, потому что очень мало профессиональных преподавателей, нет базы.

У нас явно недостаточно современных кандидатов и докторов наук. Зачем нам столько отделений в вузах по подготовке работников лесного хозяйства? Мы считаем, нужно создать всего одно высшее учебное заведение — Лесотехническую академию. Есть два места, где ее можно разместить, — город Щучинск в Акмолинской области, где растут хвойные леса, или город Риддер в Восточном Казахстане. Второй вариант предпочтительней.Здесь трансграничные леса, таежная зона, степные леса, заповедники, ботанический сад, работает лесотехнический колледж, есть лесная опытная станция, более или менее развита лесная промышленность.

И уже сегодня государственным мужам надо выделять деньги на переподготовку кадров, может, самых толковых за границей обучать.

- К чему привело отсутствие грамотной кадровой политики?

- Да к тому, что руководство и работники лесхозов и лесничеств не знают, как грамотно охранять, использовать зрелый лес, незнакомы с методами и способами его восстановления. У нас большинство директоров лесхозов, мягко говоря, не очень образованные. Вообще без образования работают лесники, лесничие. Если бы лесом занимались грамотные специалисты, то и нынешний 10‑летний мораторий на промышленные рубки хвойных деревьев у нас проходил бы иначе, и леса перестойного не было бы в таких масштабах, и пользы экономике было бы значительно больше. Вот в Алтайском крае России директор лесхоза и начальник лесного управления — кандидаты наук. А это уже научно-управленческий подход к лесному сектору. Если мы все это внедрим у себя, в таком случае и с лесом у нас все будет в порядке, и доходы государства от использования лесных богатств будут существенными.

Источник: Газета "Голос Республики" №14 (190) от 15 апреля 2011 года