Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Проект Правил санитарной безопасности в лесах РФ

Лесной форум Гринпис России приводит предварительный проект Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации (без части приложений - "Сводной ведомости пробных площадей в насаждениях, требующих сплошной санитарной рубки", "Сводной ведомости расстроенных и погибших насаждений", "Шкалы категорий состояния", "Плана-корректировки санитарно-оздоровительных мероприятий" и "Зонирования территории Российской Федерации по срокам запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) лесопродукции").
Проект
Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ... 2007 г. № ...
Правила санитарной безопасности в лесах
I. Общие положения
1. Настоящие Правила санитарной безопасности в лесах Российской Федерации (далее - Правила) разработаны в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Правила устанавливают санитарные требования к выполнению работ по использованию, охране и воспроизводству лесов, а также виды мероприятий по защите лесов и порядок их проведения, обеспечивающие снижение негативных воздействий на лесные экосистемы вредных организмов и других патологических факторов.
2. Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами.
3. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:
1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;
3) авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
4) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
5) установление санитарных требований к использованию лесов.
4. Мероприятия по обеспечению санитарной безопасности в лесах и защите лесов организуют и осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, а также лица, использующие леса в случае, если на них возложено ведение лесного хозяйства.
5. На лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляют арендаторы этих участков на основании проекта освоения лесов.
6. Защита лесов от вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам) направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их локализацию и ликвидацию.
7. Защита лесов осуществляется с учетом их природных особенностей, целевого назначения и направлена на сохранение устойчивости лесов, предотвращение ущерба от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения лесных участков, на снижение потерь от вредителей и болезней леса, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера
8. Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 года №99-ФЗ "О карантине растений".
9. Требования санитарной безопасности в лесах учитываются при планировании освоения лесов. Мероприятия по защите лесов являются составной частью лесных планов, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.
10. Документированная информация о защите лесов и мероприятиях по обеспечению санитарной безопасности в лесах в установленном порядке представляется в государственный лесной реестр.
11. Невыполнение лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
12. В случае гибели лесов и ухудшения их санитарного состояния, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, ликвидация последствий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
13. Чрезвычайной ситуацией в лесном фонде является гибель лесов, ухудшение их санитарного состояния на площади 100 га и более или причинение материального ущерба более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации.
14. Министерство природных ресурсов Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, а также методические документы по вопросам обеспечения санитарной безопасности в лесах.
II. Лесозащитное районирование
1. Обеспечение санитарной безопасности и защита лесов осуществляется на основе лесозащитного районирования. Результатом лесозащитного районирования является распределение лесов по зонам (классам) лесопатологической угрозы: слабой, средней и сильной. Лесозащитное районирование утверждается Федеральным агентством лесного хозяйства.
2. Основным критерием для выделения лесопатологических зон служит степень вредоносности вредителей и болезней леса, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера с учетом целевого назначения лесов, их экологической и хозяйственной ценности.
3. Для каждой зоны лесопатологической угрозы определяются требования к оперативности, точности и способам лесопатологического мониторинга, перечень и технологии лесозащитных мероприятий, устанавливаются критерии для назначения мероприятий по защите лесов.
III. Лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг
1. В целях санитарной безопасности в лесах и защиты лесов проводятся лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг, обеспечивающие сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов.
2. Лесопатологические обследования на землях лесного фонда и землях иных категорий организуются и обеспечиваются органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
3. Лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесного участка.
4. Санитарное состояние насаждений соотношение объемов стволов деревьев разных категорий состояния, ветровала и бурелома в лесном участке. Лесопатологическое состояние насаждений - степень повреждения лесного участка неблагоприятными факторами, его заселенность вредными организмами, их численность и вредоносность.
5. Лесопатологические обследования проводятся на основании листка сигнализации. Лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения негативных изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов, обязаны оповещать органы государственной власти и местного самоуправления указанных в п. 19 настоящих Правил в 5-дневный срок по форме приложения 1.
6. Для проведения лесопатологического обследования создается комиссия, которая по результатам проверки или обследования насаждений, намечаемых к проведению лесозащитных мероприятий, оформляет акт (приложение 2).
7. Акт и материалы, прилагаемые к нему, должны быть подписаны всеми членами комиссии.
8. При лесопатологическом обследовании поврежденных или расстроенных насаждений, для характеристики их состояния в каждом выделе (а при проверке качества лесопатологического обследования - не более 1/3 числа выделов) закладывают пробные площади, на которых производят перечет деревьев по категориям состояния (приложение 3).
9. Общая площадь проб должна составлять по величине обследуемого участка до 100 га не менее 2% от его площади; свыше 100 га - не менее 0,5%. На пробных площадях для каждого участка должно быть учтено не менее 100 деревьев основной лесообразующей породы.
10. Результаты лесопатологического обследования, а также информация лиц, использующих леса, о негативных изменениях санитарного и лесопатологического состояния лесов используется органами государственной власти и местного самоуправления для назначения в 30-дневный срок необходимых лесозащитных мероприятий.
11. Материалы лесопатологического обследования должны использоваться при ведении лесопатологического мониторинга.
12. Основными целями лесопатологического мониторинга являются своевременное обнаружение, оценка и прогноз изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов.
13. Лесопатологический мониторинг в лесных участках организуется и обеспечивается:
- на землях лесного фонда - Федеральным агентством лесного хозяйства;
- на землях обороны и безопасности - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обороны и безопасности;
- на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
- на землях других категорий - собственниками земель.
14. Для сбора лесопатологической информации выполняются наземные и авиационные работы, а также используются материалы дистанционного зондирования Земли.
15. Данные лесопатологического мониторинга используются для оценки обоснованности назначения профилактических, санитарно-оздоровительных мероприятий, авиационных и наземных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов.
IV. Авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов
1. Авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов (далее - Истребительные мероприятия) проводятся путем применения химических и биологических пестицидов, феромонных препаратов и энтомофагов с целью предотвращения повреждения насаждений и сокращения ущерба, причиняемого вредителями и болезнями леса.
2. Очагами массового размножения вредителей и болезней считаются участки леса с такой численностью вредителей или концентрацией патогенных организмов, которая способна нанести ущерб или нарушить выполнение лесным участком своих целевых функций.
3. Истребительные мероприятия осуществляются на основе Обоснований истребительных мероприятий, в которых указывается площадь обработки, организация и технология работ (сроки, норма расхода, оборудование, способы обработки и учета технической эффективности, техника безопасности и другие показатели).
4. При необходимости, перед проведением истребительных мероприятий осуществляется контрольное обследование, по результатам которого принимается решение о сроках проведения и объемах работ или их отмене.
5. Истребительные мероприятия проводятся в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами.
6. Приоритетными для защиты леса являются биологические пестициды. Биологические пестициды это препараты, содержащие живые организмы и продукты их жизнедеятельности.
7. Проведение обработок, в том числе для научных целей, в лесах, расположенных на территории особо охраняемых природных территорий, проводится согласно установленному для них режиму пользования. Использование токсичных химических препаратов запрещается в лесах особо охраняемых природных территорий (за исключением биосферных полигонов), в лесах, расположенных в водоохранных зонах, в лесах пригородных и зеленых зон, а также в лесопарках.
8. Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации на период проведения истребительных мероприятий организуют и обеспечивают оповещение населения и заинтересованных организаций о временном ограничении пребывания в лесах.
V. Санитарно-оздоровительные мероприятия
1. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
2. Санитарно-оздоровительные мероприятия заключаются в удалении из насаждения зараженных (заселенных) и (или) погибших деревьев. В зависимости от формы вырубки поврежденных и погибших насаждений, количества удаляемых деревьев, санитарно-оздоровительные мероприятия включают в себя следующие виды работ:
выборочная санитарная рубка,
сплошная санитарная рубка,
уборка сухостоя,
уборка захламленности.
3. При выявлении лесных участков, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и не вошедших в лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, санитарно-оздоровительные мероприятия назначаются на основании материалов лесопатологического обследования.
4. Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, а в отношении лесных участков, переданных в аренду - арендаторы по результатам лесопатологического обследования ежеквартально составляют планы-корректировки санитарно-оздоровительных мероприятий (приложение 4). Планы-корректировки являются основанием для изменения лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов.
5. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с учетом степени и времени повреждения насаждений, биологии древесной породы, вредных насекомых и возбудителей инфекционных болезней, а также требований Правил пожарной безопасности в лесах.
6. В районах, где в результате стихийных бедствий, лесных пожаров, химического и радиоактивного загрязнения и пр. произошло повреждение лесов на значительной площади, а также при возникновении очагов вредителей и болезней леса планы всех видов заготовки древесины корректируются с целью первоочередной разработки поврежденных древостоев.
7. Сроки и технологию проведения санитарно-оздоровительных мероприятий увязывают с условиями произрастания и целевым назначением насаждений, а также требованиями сохранения редких и исчезающих видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации.
8. Для видов деревьев, кустарников и лиан, внесенных в Красную книгу, а также в Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, разрешается вырубка только погибших экземпляров.
9. Дополнительные требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах особо охраняемых природных территорий определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
10. Рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий проводится в соответствии с Правилами заготовки древесины.
11. Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, утративших биологическую устойчивость, и назначаются независимо от возраста насаждений в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки уже не могут оздоровить насаждения и обеспечить сохранение жизнеспособности насаждений и выполнение ими их целевых функций.
12. Сплошные санитарные рубки запрещены:
в заповедных лесных участках и лесах, расположенных на территории особо охраняемых природных территорий, если иное не установлено режимом пользования для данных особо охраняемых природных территорий;
в лесах, расположенных в водоохранных зонах;
в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в ценных лесах, на особо защитных участках (кроме заповедных).
13. Очистка насаждений от захламленности планируется в местах вывала леса, образования ветровала, бурелома и снеговала. В первую очередь разрабатывают участки свежего ветровала, бурелома и снеговала, где имеется опасность возникновения очагов стволовых вредителей.
VI. Санитарные требования к использованию лесов
1. При использовании лесов не допускается:
- самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы на лесном участке;
- порча почвы на лесном участке в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению лесного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по его рекультивации;
- сенокошение, выпас скота, без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи, либо нарушение сроков или норм выпаса скота;
- уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;
- уничтожение, либо повреждение мелиоративных систем в лесах;
- загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
2. Лица, допустившие захламление и загрязнение лесов, обязаны проводить мероприятия по их очистке.
3. На лесных участках запрещаются разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, за исключением нужд биологической защиты лесов.
4. При заготовке древесины в первую очередь вырубают погибшие и поврежденные вредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами насаждения.
5. При выборочных рубках и уходе за лесами в первую очередь вырубаются больные и заселенные стволовыми вредителями деревья, являющиеся источником распространения вредных организмов.
6. В очагах стволовых вредителей, а также инфекционных болезней порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах.
7. При разработке лесосек и разрубке трасс под линейные сооружения запрещается сдвигание порубочных остатков к стенам леса.
8. В весеннее-летний период (приложение 5) не допускается хранение заготовленной древесины в лесах более 30 дней без окорки или обработки пестицидами.
9. Химическая обработка древесины, предназначенной для сплава, запрещается.
10. Заготовленная древесина, заселенная стволовыми вредителями, до их вылета должна быть обработана инсектицидами или окорена. В случае окорения древесины, кора должна быть уничтожена до вылета стволовых вредителей. При заселении лесоматериалов насекомыми, против которых доступные меры защиты малоэффективны или в конкретных условиях невозможны, необходима срочная вывозка этих лесоматериалов из леса или их переработка.
11. Для заготовки живицы не назначаются насаждения в очагах вредителей и болезней леса, а также ослабленные и поврежденные насаждения.
12. Проведение заготовки живицы допускается способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины, исключающими возникновение очагов стволовых вредителей, болезней леса и усыхание деревьев.
13. В насаждениях, отведенных для заготовки живицы, до ее начала вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, одновременно проводится очистка мест рубок от порубочных остатков.
14. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой сосновой лапы, ели для новогодних праздников, лесной подстилки), заготовка пищевых лесных ресурсов (березового и кленового сока) допускаются способами, исключающими усыхание деревьев, возникновение очагов стволовых вредителей и болезней леса, ухудшение технических качеств древесины и уничтожение полезных насекомых.
15. Использование пестицидов и агрохимикатов для ведения сельского хозяйства в лесах должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 19 июля 1997 г. №109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
16. В лесах, используемых для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, ведения охотничьего хозяйства осуществляется регулирование рекреационной нагрузки с целью недопущения ухудшения санитарного и лесопатологического состояния лесов.
17. Строительство, реконструкция и эксплуатация на лесных участках дорог, трубопроводов и других линейных объектов не должно приводить к изменению гидрологического режима территории, ухудшать санитарное состояние лесов на прилегающих лесных участках.
VII. Ответственность за нарушение Правил санитарной безопасности в лесах.
1. Лица, допустившие нарушения настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Ущерб, нанесенный лесам нарушениями требований настоящих Правил, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение 1
Листок сигнализации о повреждении насаждений вредителями, болезнями и неблагоприятными факторами
1. Лесничество (лесопарк)
2. Квартал 3. Выдел
4. В насаждении на площади ... га, в молодняках ... га, в питомниках ... га
5. Что обнаружено
6. Повреждена древесная порода
7. Сообщил (должность, ФИО) ... (подпись)
8. Дата обнаружения число, месяц, год
Заполняется лесничим
9. Площадь, на которой обнаружено повреждение, ... га
10. Повреждена древесная порода
11. Вид повреждения Код
12. Степень повреждения
13. Наименование вида вредителя, болезни или других причин
7. Проверку провел (должность, ФИО) ... (подпись)
14. Дата проверки ... число, ... месяц, ... год
Приложение 2.
Акт лесопатологического обследования
"..." ... 200... г. № ...
Комиссия, действующая на основании приказа ... от "..." ... 200... г. № ... в составе ... ... ... провела лесопатологическое обследование в лесах ... лесничества (лесопарка). Насаждение (краткая таксационная характеристика лесного участка) соответствует (не соответствует) таксационному описанию. Категория защитных лесов .... Лесопатологическое обследование проведено ... методом с использованием ... способов на основании (листок сигнализации, протокол о лесном пожаре и т.д.).
В результате лесопатологического обследования обнаружено следующее: (средняя категория состояния участка, площадь повреждения, усыхания, ослабления, причина усыхания, ослаблении, повреждения насаждений с указанием качественных и количественных характеристик вредителя, болезни или других вредоносных факторов, запас древесины на корню).
Комиссия считает, что для оздоровления обследованных лесных участков, (снижения пожарной опасности, предотвращения возникновения (ликвидации) очагов стволовых и (или) хвое-листогрызущих вредителей и болезней леса, улучшения рекреационной, санитарной и лесопатологической ситуации) необходимо провести следующие лесозащитные мероприятия: (виды мероприятий, их технология, сроки проведения).
Приложения:
1. Сводная ведомость расстроенных и погибших насаждений (приложение 1 к Акту);
2. Сводная ведомость пробных площадей в лесном участке (приложение 2 к Акту);
3. Схема расположения обследованных таксационных выделов с обозначением пробных площадей или выкопировку из планшета на участки, намечаемые под санитарно-оздоровительные мероприятия;
4. Листок сигнализации (протокол о лесном пожаре и т.д.)
Подписи

Лесной форум Гринпис России