Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

ВАС: если транспортное средство списано с баланса, но не снято с учета, за него нужно платить транспортный налог

Даже если компания списала транспортное средство с баланса и утилизировала, но не сняла его с регистрационного учета в ГИБДД, придется заплатить транспортный налог. К такому выводу пришли судьи Президиума ВАС РФ в постановлении от 15.12.11 № 12223/10 .

Согласно нормам Налогового кодекса обязанность уплачивать транспортный налог связана не только с фактом владения автомобилем, но и с фактом его регистрации в ГИБДД. Из-за этого и возникают сложные ситуации при уплате этого налога. В такую ситуацию попала одна из крупнейших нефтегазовых компаний.

По итогам выездной проверки организации за 2006-2007 годы налоговики, помимо прочего, доначислили ей транспортный налог на сумму более 777 тыс. руб., пени и штраф по неуплату данного налога. Инспекция утверждала, что компания должна была заплатить налог с транспортных средств, не снятых с учета в ГИБДД. Компания, в свою очередь, поясняла, что не стала платить налог, так как данные транспортные средства были сняты с баланса по причине их полного износа и утилизированы. То есть фактически объекта налогообложения не существовало.

Суды первой и апелляционной инспекций поддержали налоговиков. Арбитры пришли к выводу, что для целей налогообложения транспортным налогом определяющее значение имеет факт регистрации транспортного средства в ГИБДД (данный вывод основан на положениях п. 1 ст. 357 и п. 1 ст. 358 НК РФ). Списание транспортного средства для целей бухгалтерского учета возможно при одновременном снятии объекта с учета в органах ГИБДД. Но в представленных компанией актах о списании автотранспортных средств (по форме № ОС-4а) не имелось отметки о снятии их с регистрации. К тому же указание в актах по форме № ОС-4а на непригодность транспортных средств к эксплуатации и на нерентабельность их восстановления само по себе не доказывает отсутствие у компании этих средств. Все это, по мнению судей, свидетельствует о том, что компания не доказала факт утилизации транспортных средств. И до тех пор, пока автомобили не сняты с учета в ГИБДД, в отношении них нужно платить транспортный налог .

Однако ФАС Московского округа занял сторону налогоплательщика. Позиция судей этой инстанции заключалась в следующем: объект налогообложения транспортным налогом должен соответствовать двум критериям. Первый - объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим характеристикам (ст. 38 НК РФ). Второй критерий - объект зарегистрирован в установленном порядке (ст. 358 НК РФ). Если транспортное средство фактически отсутствует (утилизировано), значит, оснований для уплаты налога нет, даже если оно не снято с учета в ГИБДД. Также при решении вопроса об уплате налога не имеют значение ошибки налогоплательщика, допущенные при списании транспортного средства (см. постановление от 25.04.11 № КА-А40/2915-11-П).

Такой исход дела не устроил инспекцию, и она обратилась в ВАС РФ. И, как оказалось, не зря. Президиум ВАС РФ пришел к заключению, что правильным в данном споре был подход, примененный судьями первой и апелляционной инстанций. А именно: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности исчислять и уплачивать транспортный налог (постановление от 15.12.11 № 12223/10).

Правовой портал КАДИС