Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

С 2012 года лесные техникумы были переданы на региональный уровень

Издание "Российские лесные вести" опубликовало статью "Чтоб не пропасть поодиночке", автор Антонина Крамских:

"Как известно, с 2012 года все федеральные образовательные учреждения среднего профессионального образования были переданы на региональный уровень. Реформа не миновала и лесные техникумы, которые до недавних пор находились в подчинении у Федерального агентства лесного хозяйства. В начале 2012 года 19 лесхозов-техникумов и лесных колледжей были переданы в субъекты РФ.

В каждом регионе самостоятельно решали, под эгиду какого министерства или департамента попадет учебное заведение. Понятно, что в Рослесхозе настаивали на сохранении профессиональной направленности переданных регионам техникумов, закреплении за ними имеющейся материально-технической базы и продолжении нормального финансирования, обеспечивающего необходимый уровень подготовки будущих работников лесного хозяйства. На сегодняшний день 6 учебных заведений переданы под эгиду министерств и департаментов лесного хозяйства, 12 техникумов оказались "под крышей" органов управления образованием, а Тогученский лесхоз-техникум очутился в ведении Министерства труда и занятости Новосибирской области.

Для того, чтобы поддержать отлаженные за долгие годы связи между лесными образовательными учреждениями среднего звена и не дать им "пропасть поодиночке", в марте 2012 года в Ярославской области в городе Рыбинске состоялось учредительное собрание нового некоммерческого объединения - Ассоциации образовательных учреждений, в состав которой вошли лесхозы-техникумы, подведомственные Рослесхозу научно-исследовательские институты, учреждения дополнительного профессионального образования и такие крупные учреждения, как Рослесозащита, Авиалесоохрана, Рослесинфорг.

Предполагается, что после прохождения процедуры регистрации и завершения всех формальностей Ассоциация будет оказывать консультативную и учебно-методическую помощь лесным техникумам, содействовать развитию их материально-технической базы и проводить различные спортивные и культурно-массовые мероприятия. Но это пусть в обозримом, но все же будущем. А что происходит в техникумах сейчас? С какими сложностями столкнулись педагогические коллективы и какие опасения переживают руководители отраслевых техникумов? Мы связались с директорами различных учебных заведений, которые рассказали о реалиях очередного витка образовательной реформы.

Рыбинский лесхоз-техникум оказался среди тех учебных заведений, которые попали в введение органов управления образованием. Директор техникума Василий Шаров рассказал, что пока финансирование сохранено на прежнем уровне и есть уверенность, что 2012 год учебное учреждение переживет без потрясений. "А вот по поводу следующего года определенные опасения есть. Учитывая, что контингент учащихся у нас сокращается, не исключено, что нам придется пойти на сокращения", - сказал он. Василий Шаров считает, что техникум, который сейчас находится в подчинении департамента образования, было бы разумнее передать в департамент лесного хозяйства. В противном случае, в будущем не исключено перепрофилирование учебного заведения.

Другой вопрос, который обычно доставляет немало хлопот при переходе из одного ведомства в другое, касается передачи материально-технической базы. "У нас сохранилась вся материально-техническая база. Чтобы отнять у нас что-то, такого нет", - сказал директор. По его мнению, положительную роль в сохранении достойного уровня среднетехнического лесного образования может сыграть Ассоциация образовательных учреждений, которая призвана поддержать лесные техникумы в непростые времена реформ. Позитивные перемены в образовательных учреждениях могут произойти, по мнению Шарова, только после того, как кардинальные изменения в лучшую сторону станут заметны в самом лесном хозяйстве.

"Я 20 лет только и делаю, что опасаюсь за будущее лесного хозяйства", - с ходу ответил директор Муромцевского лесхоза-техникума Александр Куклев. По его словам, в этом году удалось не просто сохранить финансирование на прошлогоднем уровне, но и провести индексацию заработной платы. Техникум был передан в департамент лесного хозяйства Владимирской области. "Область пока выполняет все свои обязательства по финансированию техникума. Но мы должны доказать, что наши выпускники востребованы и нужны области. Наша задача, образно говоря, сдать экзамен по арифметике, доказать, что цифры по количеству учащихся взяты не с потолка, а наших выпускников действительно ждут в организациях и на предприятиях региона", - говорит Куклев. По его словам, создание Ассоциации, куда вошли лесные техникумы, лишний раз говорит о том, что в Федеральном агентстве лесного хозяйства пытаются поддержать отраслевые учебные заведения. "Рослесхоз нас не бросает", - заметил собеседник.

Уфимскому лесхозу-техникуму тоже посчастливилось попасть к коллегам - под управление министерства лесного хозяйства региона. "Все возникавшие проблемы у нас сняты. Финансирование техникума происходит по рекомендованным Рослесхозом суммам. Коллектив мы сохранили, уровень зарплаты тоже, учащимся даже удалось повысить стипендию. Сейчас мы рассматриваем вопрос о присоединении к техникуму образовательных учреждений начальной профессиональной подготовки. Наши кадры востребованы в республике. Мы готовим механиков для работы в лесной промышленности, технологов деревообработки, специалистов ландшафтного и садово-паркового строительства, у нас открылась новая специальность - земельно-имущественные отношения. С приходом в республику крупных лесопромышленных компаний возникла необходимость в подготовке технологов лесозаготовки. Мы восстановили эту специальность", - рассказал директор Уфимского лесхоза-техникума Дамир Аскаров. По его мнению, самый разумный путь развития системы отраслевого образования - это передача техникумов в ведение министерств и департаментов лесного хозяйства. "Если передать их в систему образования, то они могут раствориться в общей массе", - убежден он.

В другом лесном колледже, Краснобаковском, поначалу возникали вопросы относительно материально-технической базы учебного заведения, но все противоречия удалось урегулировать. Колледж попал в ведение департамента лесного хозяйства Нижегородской области. Интересно, что бок о бок с колледжем расположился лесопожарный центр, куда учебное заведение передало 10 единиц техники, правда, с условием, что учащиеся смогут знакомиться с работой специализированных машин.

Директор Краснобаковского колледжа Евгений Малышев видит перспективы учебного заведения в расширении перечня новых специальностей и предоставляемых платных услуг. С недавних пор в колледже можно пройти обучение по модным специальностям - садово-парковое и ландшафтное строительство, охотоведение. Мало того, колледж планирует получить лицензию на тушение лесных пожаров. Осложняет ситуацию то обстоятельство, что в теруправлении Росимущества по Нижегородской области до сих пор не могут поставить под документами нужный автограф и тем самым юридически завершить процесс передачи имущества от Рослесхоза на уровень региона. Бюрократическая волокита тормозит планы колледжа и не позволяет пройти лицензирование до начала пожароопасного сезона. Тем временем в колледже уже завершили обучение 150 специалистов по тушению лесных пожаров. В планах - подготовить еще 200 специалистов, способных грамотно осуществлять руководство в чрезвычайных ситуациях.

Евгений Малышев считает, что разные варианты ведомственного подчинения лесных колледжей имеют как свои плюсы, так и минусы. В ситуации, когда лесхозы-техникумы попадают в подчинение по линии образования, сильной стороной остается учебно-методическая работа, являющаяся неотъемлемой составляющей деятельности региональных министерств и департаментов образования. А вот с материально-технической стороной вопроса в этом случае могут возникнуть проблемы.

Как правило, министерства и департаменты образования стараются избавиться от лесопожарной техники, мастерских, подсобных помещений, выделенных отраслевым учебным заведениям лесных участков. В органах управления образования подобная материально-техническая "нагрузка" обычно воспринимается как дополнительная головная боль, эффект от использования которой не всегда понятен и очевиден. И это существенный минус для отраслевых учебных заведений.

При передаче лесных колледжей и лесхозов-техникумов под эгиду отраслевых департаментов и министерств вопросы относительно целесообразности материально-технической базы автоматически снимаются, зато возникают проблемы в части учебно-методического сопровождения, которое в лесных ведомствах обычно отсутствует. Но, считает Евгений Малышев, эту часть работы обычно можно решить собственными силами. Тем более что с появлением Ассоциации образовательных учреждений лесные техникумы должны почувствовать поддержку в вопросах учебно-методического характера."

Антонина Крамских, "Российские лесные вести"