Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Лес: в поисках выхода…

 
В течение 2006 года предприятия лесного комплекса Северо-Западного региона демонстрировали устойчивую динамику роста. Однако к концу года произошло значительное снижение погрузки, например, в декабре 2006 она уменьшилась на 25% к аналогичному периоду 2005 года. Не внушают оптимизма и результаты работы первого месяца текущего года.

"По сравнению с уровнем прошлого года наша дорога недогружает порядка 10 тыс. тонн лесных грузов", - констатировал начальник ДЦФТО Октябрьской железной дороги Игорь Лобко. Например, объемы погрузки лесных грузов за первые 23 дня января составили 354 тыс. тонн. В среднем ежесуточно Октябрьская магистраль грузит около 15,5 тыс. тонн, или примерно 320 вагонов в сутки. Для сравнения, в январе 2006 года погрузка осуществлялась в размере 25,7 тыс. тонн, что, как видно, значительно больше нынешнего показателя.

Разобраться в причинах сложившейся ситуации и наметить пути ее нормализации было решено на расширенном совещании с участием железнодорожников, таможенников, представителей Россельхознадзора, а также грузоотправителей, прошедшем в конце января в ДЦУП ОЖД по инициативе Октябрьской железной дороги. "Ситуация неоднозначная, - отметил И.Лобко. - Несмотря на то, что количество заявок со стороны грузоотправителей находится на уровне прошлого года, и в наличии имеется свободный подвижной состав, погрузка сдерживается. И за первых 23 дня количество отказов от погрузки составляет порядка 2 тыс. вагонов, или 75 тыс. тонн!" Он также отметил, что наряду с неблагоприятными погодными условиями для лесозаготовительных предприятий работу грузовладельцев отчасти замедляют нововведения государственных контролирующих органов, в частности таможенных и фитосанитарных служб, вступившие в силу с 1 января 2007 года и вызывающие определенные трудности в оформлении соответствующих документов. Так, в Карелии от 3 до 22 суток простаивает 214 груженых вагонов в результате необходимости заполнения определенных документов. В Ленинградской области, один из крупнейших отправителей леса ООО "Тимос" не могло отгрузить в первой декаде 2007 года порядка 168 вагонов.

Главный инженер службы организации Северо-Западного таможенного управления Валентина Кольцова акцентировала внимание собравшихся на приказе ФТС №762 от 11 августа 2006 года (о новой форме заполнения декларации), а также на новых кодах ТН ВЭД. Она также отметила, что вопрос сортировки продукции может выступать определенным препятствием, останавливающим поток экспорта лесоматериалов. "Участники ВЭД пытаются уложить в одно транспортное средство разные товары, мотивируя тем, что таможня не имеет никаких оснований для того, чтобы это запретить. Однако мы не рекомендуем это делать", - посоветовала В.Кольцова. По ее словам, в Северо-Западном регионе таможня использует групповые методы определения объема перевозимого лесоматериала, где вступает в силу коэффициент полнодревесности. Когда грузоотправитель укладывает в один штабель несколько товаров, при этом, используя коэффициенты полнодревесности и предоставляя сертификацию, – это является нарушением, так как нельзя использовать для одного штабеля 2 или 3 коэффициента. "Тем самым отправители сдерживают погрузку и не позволяют провести нормальный таможенный контроль, - объяснила В.Кольцова, - поэтому было бы целесообразно рассортировывать лесоматериалы по коэффициентам полнодревесности".

Тем не менее в ходе совещания выяснилось, что большинство проблем грузоотправители связывают с получением и сроком действия фито-санитарных сертификатов на продукцию лесопромышленного комплекса. "В нашем регионе все заявки на получение сертификатов выполняются в срок, - сообщила заместитель руководителя Россельхознадзора по Псковской области Валентина Куртикова, - за 2006 год выдано 30 тысяч сертификатов. Однако 40% из них – переделанные. Из 1120 выданных документов с начала 2007-го – 380 делались заново, ввиду того, что они уже были просрочены. Вот где проблема!"

Заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Республике Карелия Александр Дианов сообщил присутствующим, что когда на границе скопилось около 300 вагонов с лесными грузами, руководство в Москве дало распоряжение переоформлять просроченные фитосанитарные документы на приграничном референтном центре.

Обсуждались и сроки доставки грузов, которые зачастую перекрывают срок действия сертификатов. По мнению большинства присутствовавших на совещании представителей предприятий лесного хозяйства, период, в который фитосанитарные документы сохраняют свою актуальность, слишком мал, особенно если учесть все сопутствующие сложности отправления экспортных грузов. "Пока получишь сертификат, привезешь на таможню, оформишь декларацию, дождешься подачи вагонов и т.д. – все, срок действия закончен. Время переоформления в референтном центре – 4-5 дней, а практически - неделя", - поделился один из грузовладельцев. В связи с этим высказывалось пожелание определить и узаконить очередность действий в оформлении документов, чтобы их получение не приходилось на одно и то же время. Однако данному пожеланию вряд ли суждено исполниться, ведь уже существуют законы, четко определяющие пакет необходимых документов, а также сроки, в которые они должны предоставляться.

Также был поднят вопрос о целесообразности фитосанитарного сертификата в отдельных случаях, а также о причинах отказов в его получении. В компании ООО "Регион" отметили, что основанием для отказа в сертификате может служить предоставление недостоверной или неполной информации о грузе, а также если налицо несоответствие требованиям страны импортера. Например, одним из "врагов" лесной продукции являются стволовые вредители усачи-моногамус, тем не менее, Финляндия не гнушается принимать подобный товар. Почему же в России не выдают сертификаты на него? "Но ведь придется везти этот лес по территории России, а здесь перевозка такого груза запрещена", - возразил заместитель руководителя Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимир Дернов. Генеральный директор ООО "Кириши Леспром" Юрий Беленький привел другой пример: "В Финляндии не требуют фитосанитарных документов на лиственную древесину (осина), а в России все равно приходится их оформлять. Зачем? Ведь это же лишняя трата денег!" - "Тем не менее, если в Финляндию попадет карантинный объект, то претензии будут именно к России", - парировал В.Дернов.

В итоге на часть заданных грузоотправителями вопросов были получены исчерпывающие ответы от представителей соответствующих государственных органов. Проблемы, требующие решения на федеральном уровне, будут систематизированы совместной группой специалистов и установленным порядком направлены для рассмотрения в определенные госструктуры. "Проведение подобных совместных совещаний, где у каждого есть возможность поделиться своими проблемами, а нам, на основании этого знания, выработать механизм их решения, - безусловно, войдет в практику", - заверил И.Лобко.