Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Что дремучий лес призадумался? Проблемы лесопользования

Грустью тёмною затуманился, ты стоишь – поник и не ратуешь. (А. Кольцов). Не ожидал, что моя небольшая статья о Белорецком лесхозе вызовет такой живой отклик. И поэтому хочу ответить всем комментаторам. А для этого нужен небольшой экскурс в историю. И далекую, и близкую. Без этого еще много вопросов будет у людей знакомых с лесом лишь «на уровне пикника». Не обижайтесь, пожалуйста, пикник в лесу, это тоже одна из функций леса – отдых в лесу. Итак, что же такое лес?

 Много деревьев, скажете вы. Правильно. Но в парке, фруктовом саду тоже много деревьев. Но это все же не лес. Лес - это единство сообщества деревьев, почвы, климата, недревесных растений, грибов, зверей и птиц. Отсюда лесное хозяйство - обусловленная материальными и социальными потребностями людей преемственная, планомерная и систематическая деятельность, приложенная к лесу и направленная на постоянное и наивыгоднейшее пользование им. Только лес дает так нужную нам древесину. И это называется – главное пользование лесом.

 Изначально лес для человека был истоком, средой обитания, как океан для рыбы. И все это использовали по потребности, как для заготовки древесины, так и для расширения пашни путем выжигания леса. Никто этот процесс не регулировал. И это привело к значительному сокращению площади лесов.

 Поэтому в 1703 году Петр Великий - первый лесовод России – ввел жесткое государственное регулирование лесными пользованиями: - по берегам рек запретил рубку наиболее ценных корабельных пород деревьев. Ширина таких полос составляла 50 верст (1 верста = 1066,8 метра) вдоль каждого берега больших рек и 20 верст - вдоль малых. Описание лесных ресурсов стало первым шагом к их рациональному использованию.

 Для защиты корабельных рощ от бессистемных рубок Петр I создал лесную стражу и специальную государственную службу, состоящую из вальдмейстеров и обер-вальдмейстеров. По теперешнему – лесничий и помощник лесничего.

 В 1723 г. Петр I издал «Инструкцию обер-вальдмейстеру» – свод всех законов о лесе, документ, обобщивший и уточнивший многие ранее изданные указы. Было предписано делить заводские леса на 25 – 30 лесосек, вырубаемых ежегодно по одной. Так, почти 300 лет назад Петром был заложен принцип постоянного и неистощительного пользования лесом – основа современного лесоводства.

 В 1798 году Павел1 организовал Лесной Департамент. Это был первый государственный орган управления лесами России. Но власть его распространялась только на казенные леса, которых было значительно меньше, чем частновладельческих. Лесной Департамент в первые годы подчинялся военно-морскому флоту, так как создан, был для удовлетворения его потребностей в корабельной древесине. И лишь со второй половины 19 века Лесной Департамент передали в ведение Министерства Земледелия.

 В апреле 1918 года письмом Совета Народных Комиссаров ликвидирован Лесной Департамент, взамен его создано Центральное Управление лесами, в губерниях - земельные отделы, а в них - лесные отделы.

 27 мая 1918 года - декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов подтвердил отмену всякой собственности на леса, создание Центрального Управления лесами, губернских и уездных лесных органов.

 Декрет разделил леса на две категории:
 - защитные леса, в которых ограниченно лесопользование;
- эксплуатационные леса;

 Декрет установил задачи лесных органов:
«Хозяйство в лесах, находящихся на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, должно производиться
а) в интересах общего блага и
б) на основе планомерного лесовозобновления»

 26-30 января, Уфа 1918 года - первый губернский съезд волостных и уездных земельных отделов Советов крестьянских депутатов - учредил лесной отдел при губернском земельном комитете. Для решения технических лесохозяйственных вопросов, а также для согласования и направления деятельности работников лесного отдела при нем был образован Лесной Совет. Для ведения лесного хозяйства в уездах были созданы лесные отделы при земельных комитетах. Позднее они были реорганизованы в районные лесхозы - Райлесхозы. В состав райлесхозов не входили приписные леса, то есть леса, закрепленные за крупными предприятиями. Например, в Белорецком районе это был Белорецкий металлургический комбинат – БМК. Большая часть лесов района принадлежала ему.

 2 июня 1936 год принято Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР № 66/1162 «Об образовании Главного Управления лесоохраны и лесонасаждений и о выделении водоохранной зоны» - Главлесоохрана.
 По этому закону выделена водоохранная зона, в которую включены лесные массивы, расположенные в бассейнах рек - Волга, Дон, Днепр, Урал и верхнего течения Западной Двины со всеми их притоками. А Башкирия находится полностью в бассейнах рек Волга и Урал. Во исполнение этого закона было создано Башкирское управление лесоохраны и лесонасаждений.
 Лесхозы в Белорецком районе, самом большом по площади и самом лесном, были созданы в конце 1936 года, а в течение 1937-го – во всей Башкирии. В Белорецком районе было создано пять лесхозов. В степной части Башкирии один лесхоз объединял леса нескольких районов.

 1947 год - образовано Министерство Лесного Хозяйства СССР. С этого времени ликвидирован статус лесов местного значения, большая часть которых передана в государственные лесхозы, другая - закреплена за колхозами в виде колхозных лесов. Большая часть приписных лесов также передана лесхозам.

 1953 год - ликвидировано Министерство лесного хозяйства СССР. Вместо него создано Главное управление лесного хозяйства и полезащитного лесоразведения Министерства Сельского хозяйства СССР.

 1960 год - управление лесами выведено из Министерства сельского хозяйства СССР. Территория страны разделена на две части - многолесные и малолесные районы. Леса первых были переданы в ведение Министерства лесной промышленности. Для управления лесами в малолесных районах и контроля за лесами, переданными лесной промышленности, создано Главное управление лесного хозяйства при Совете Министров РСФСР - Главлесхоз РСФСР.
В связи с тем, что Башкирия отнесена к многолесным районам, управление лесами стал осуществлять комбинат «Башлес» Министерства лесной промышленности СССР, а для контроля за исполнением лесохозяйственных правил создана Башкирская инспекция лесного хозяйства, подчиненная Главлесхозу РСФСР. Лесхозы в зоне деятельности леспромхозов были ликвидированы, а лесничества переданы под управление леспромхозов

 1965 год - создан Государственный Комитет СССР по лесному хозяйству, Министерство Лесного хозяйства РСФСР, управление лесного хозяйства Башкирской АССР. Лесничества выведены из состава леспромхозов, восстановлены объединявшие их лесхозы.

 1966 год - управление лесного хозяйства реорганизовано в Министерство Лесного хозяйства Башкирской АССР.

 В начале семидесятых пошла мода на производственные объединения. Начало положил ленинградский завод "Светлана", выпускавший электронные радиолампы. Узким местом завода были стеклянные колбы радиоламп, которые поставлял соседний стекольный завод, принадлежащий министерству стройматериалов. "Светлана" забрала этот завод под свое крыло, вдохнула в него новую жизнь. Опыт оказался очень успешным. И производственные объединения стали расти, как грибы после дождя, где надо, а где и не надо.

 Не осталось в стороне и Министерство лесного хозяйства России. В разных регионах стали появляться разного рода объединения. В октябре 1973 года в Башкирии на базе шестидесяти лесхозов создали девять производственных лесохозяйственных объединений - ПЛХО. Цель – приблизить управление к производству. На самом деле лишь упростилась работа минлесхоза РБ. И усложнилась работа аппарата головных лесхозов – ведь управлять нужно было и лесхозами-филиалами, и собственно головным лесхозом. Пошло ли это на пользу лесному хозяйству? Вряд ли. Я работал главным лесничим Белорецкого ПЛХО с первых дней его организации. считал и считаю его ненужным звеном управления. В наших лесхозах-филиалах работали высококвалифицированные профессионалы и им не нужны были надзиратели. ПЛХО просуществовали до середины 1990 года и с первого июля были расформированы. И все вернулось на круги своя. Впрочем, не совсем. Начался новый виток реорганизаций – на самом верху.

 В 1991 году Министерство лесного хозяйства России реорганизовано в Комитет по лесу, который вошел в состав Министерства экологии и природных ресурсов.

 В 1993 году Комитет по лесу реорганизован в Федеральную Службу лесного хозяйства.

 В 1994 году в лесхозах ликвидировали промышленную деятельность. Но государственное финансирование было недостаточным, а промышленное производство как-то его дополняло. И с середины 1995 года в лесхозах были организованы цеха вспомогательного производства по переработке древесины от рубок ухода за лесом и оказанию услуг населению. По существу то же самое промышленное производство.

 А дальше началась чехарда с управлением лесным хозяйством на федеральном уровне. Куда его только не отправляли – и в министерство сельского хозяйства, и в непосредственное подчинение Кабинету Министров, и снова в министерство природных ресурсов. Не хочет Правительство России заниматься лесами.

 До 2007 года изменения в управлении лесами не касались его основы – лесхозов. А после ввода в действие нового Лесного Кодекса началась чехарда внизу. Ну, да об этом я уже рассказал на примере Белорецкого лесхоза. И ведь так по всей России.

 А теперь ответ на вопрос: что делать?

 Вернуться к тому, что было создано в 1936 году. К этому времени была создана и постоянно улучшалась система управления лесами. Создана самая совершенная система учета лесных ресурсов и отчетности об их использовании. Без этого невозможна организация рационального лесопользования. Не все, что было при советской власти, нужно было уничтожать. Было там и хорошее. В частности четко организованное управление лесами.

 Почему его разрушили? Я нередко слышал от лесопользователей – лесник, как собака на сене – сама не ест и другим не дает. Я считаю это высшей похвалой лесной охране. Ведь мы никому не позволяли нарушать Правила пользования лесом. А вот "зеленые" считали, что попросту разбазариваем леса. И вот теперь уже некого ругать – леса' просто без охраны остались

 Аренда лесов – это нонсенс. Хвойный лес достигает товарной спелости, как минимум, в восемьдесят лет. В реальности процесс восстановления леса от вырубки до новой рубки растягивается на сто лет. Какой предприниматель будет вкладывать деньги (и не малые) на такой срок? За всю историю государства Российского я знаю лишь двух государственных деятелей, заглядывавших так далеко. Это царь Петр I, распорядившийся сажать леса для обеспечения флота нужной древесиной. Знал же он, что не придется ему рубить эти леса. Да после его смерти никто его затею не продолжил. Да еще Иосиф Виссарионович Сталин, утвердивший в 1947 году план преобразования степной природы посадкой защитных лесополос. Знал же он, что не увидит плоды трудов своих. А вот поди ж ты. Смотрят ли наши ГОСУДАРСТВЕННЫЕ мужи так далеко? А без этого не может быть лесного хозяйства. Европа осталась без лесов. И наше правительство, да и Президент тоже, хотят и Россию оголить?

 Агентство лесного хозяйства РФ необходимо реорганизовать в министерство и подчинить его непосредственно Кабинету Министров РФ. Ведь леса – это сорок процентов территории страны и негоже управлять ими через посредника. Возрожденному министерству нужно вернуть все функции, которые были у него до 1995 года. Весь комплекс лесохозяйственных работ в гослесфонде должны производить предприятия минлесхоза РФ.
 Нужно возродить ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЛЕСНУЮ ОХРАНУ. Страшные пожары 2010 года это и результат упразднения лесной охраны. Пожароопасные годы были в России не раз. На моей памяти это 1962, 1972, страшная засуха 1975 года, 1983. Но никогда в густонаселенных регионах не было таких лесных пожаров, как в 2010 году. Многочисленная лесная охрана вовремя ликвидировала загорания леса, не давая им распространиться на большие площади.
 Вот пример. С 5 апреля по 10 октября 1975 года только в зеленой зоне города Белорецка мы потушили 165 возгораний, не дав им разрастись в настоящие пожары. А вот с Башкирским заповедником случилась беда. 28 июля того же года сухая гроза на вершинах гор оставила 28 очагов пожаров.
Населенных пунктов там нет, лесная охрана малочисленная, да и транспорта у заповедника не было. Из-за нерасторопности властей республики, (силы для тушения собрали только через три дня после обнаружения) сгорело более пяти тысяч гектаров леса, да еще более десяти тысяч гектаров непокрытых лесом земель.
Разумеется, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСНАЯ охрана должна быть другой. Одинокий лесник на лошадке – теперь анахронизм. Современная ГОСУДАРСТВЕННАЯ лесная охрана – это мобильный патруль, как минимум из трех работников. Он должен быть вооружен, иметь право проводить предварительное расследование, составлять протокол, задерживать нарушителей. И она не может быть такой же низко оплачиваемой, какой была прежняя. А где же брать деньги на ее содержание?

 Из леса, конечно. Для этого нужно полностью осваивать расчетную лесосеку. Расчетная лесосека – это то количество древесины, которое в хвойных лесах МОЖНО, а в мягколиственных – НУЖНО вырубать, чтобы сохранить природное равновесие. За последние двадцать лет в республике мягколиственные породы почти не вырубались. В результате – спелые леса перешли в категорию перестойных, потеряли хозяйственную ценность и выбыли из хозяйственного оборота. Из-за этого 15 тысяч гектаров лесфонда республики ежегодно превращается в кладбище ветровала и сухостоя. И это очень пожароопасное кладбище и резерват для размножения вредителей леса.

 Полное освоение расчетной лесосеки возможно лишь при наличии мощностей по глубокой переработке древесины. А их в республике нет. Вот уже двадцать лет как единственным способом переработки древесины является лесопиление и рубка срубов. При этом в дело идет не более пятидесяти процентов той древесины, что росла на лесосеке. Не менее тридцати процентов ее остается на лесосеке в виде вершинок, сучьев и недорубов, остальная - теряется при лесопилении и другой обработке.

 Что такое глубокая переработка? Это всем известная клееная фанера, древесноволокнистые (ДВП), древесностружечные (ДСП), цементностружечные (ЦСП) плиты; клееные доски и брусья, арболитовые блоки, картон, целлюлоза, бумага. Только вот беда. Ни в республике, ни в России никто не знает, какая продукция из древесины пользуется спросом на внутреннем и международном рынке.

 Есть еще применение отходам деревообработки. При гниении древесины образуется фенол, о котором писал УЖ. Это происходит не только при гниении отходов деревообработки, но и порубочных остатков на лесосеках, и ветровала, и валежника. И все это потихоньку течет в реки. А вот австрийцы придумали препарат ЭОКОМИТ. За три-четыре недели он превращает отходы деревообработки в полноценное органическое удобрение, не уступающее навозу. Сообщение об этом изобретении появилось в 1968 (!!!) году. Поскольку оно появилось в нашей ведомственной информации, я разослал его в Минсельхоз, Совет министров. Реакции никакой. А ведь нашим полям так не хватает органики!!!

 В республике почти полностью разрушена лесозаготовительная промышленность. Два самых "больших" лесозаготовителя – Башлеспром и "Селена" не могут решить проблемы с лесозаготовками. Значит нужно начинать с нуля. Поэтому на организацию глубокой переработки древесины нужны огромные затраты. Найдется ли такой инвестор? А. если есть спрос на такую продукцию, значит нужно строить такие предприятия за счет республиканского бюджета.

 Необходимо пересмотреть таксы на отпуск древесины на корню. По сравнению с 1990-м годом цены на основные потребительские товары выросли не менее, чем в сто раз, а таксы на отпуск древесины – в среднем в десять раз. В последние двадцать лет вырубают леса, расположенные вблизи от автомобильных дорог. Вырублены спелые чистые хвойные насаждения, остались смешанные хвойно-лиственные. Лесные таксы дифференцированы по расстоянию вывозки. А вот хвойно-лиственные насаждения нужно дифференцировать еще и по доле участия хвойных пород в составе смешанных насаждений. За базовую нужно принять таксу при доле хвойных пород 40-50 процентов. На каждые последующие 10 процентов должно быть соответствующее увеличение. В чистых хвойниках нужно будет платить двойную ставку.

 Вот и все мои предложения. Только вот кто же из власть имущих обратит на них внимание. Наверняка я что-то еще упустил. Добавьте.

 А.Хрусталев, ветеран лесного хозяйства