Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Глава Карелии А.Худилайнен:

             Ровно год прошел с тех пор, как Карелию возглавил новый руководитель - Александр Худилайнен. О своем видении проблем и перспектив региона, о новой инвестиционной политике и масштабном проекте по газификации республики, которые призваны дать новый импульс карельской экономике, А.Худилайнен рассказал в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад".

            - Александр Петрович, с какими наиболее острыми и системными проблемами в экономике вам пришлось столкнуться, когда вы возглавили регион?

            - Ключевые проблемы - это моноотраслевая и ресурсоориентированная структура экономики, низкая инвестиционная активность, наличие серьезных инфраструктурных ограничений, отток квалифицированных кадров, особенно молодежи. Из 333 российских моногородов десять находятся в Карелии. Ситуация усугубилась серьезными трудностями, которые возникли на крупнейших градообразующих предприятиях.

            Так, в конце 2012 года практически встал Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат (ОАО "Кондопога"). Под угрозой закрытия оказался Надвоицкий алюминиевый завод. Путем непростых переговоров с собственником, компанией "РУСАЛ", достигли взаимопонимания: сейчас речь идет не только о сохранении, но и перепрофилировании производства на более востребованную продукцию. Причем в решении проблемы принял участие лично президент России Владимир Путин. Удалось найти инвестора и для Кондопожского ЦБК, и возобновить его деятельность. Пока на половину мощности, но новое руководство намерено в ближайшее время вывести комбинат на полноценную работу.

            - Как сказались эти трудности на формировании доходной части бюджета и основных экономических показателях?

            - Доходная часть формировалась непросто, объем госдолга увеличился до 10,6 млрд рублей, или на 22%. Негативно отразилось и вступление в консолидированную группу налогоплательщиков "Северстали" ОАО "Карельский окатыш" - одного из крупнейших плательщиков налога на прибыль в регионе. В результате, по предварительным оценкам, потери регионального бюджета в этом году составят более 2 млрд рублей.

            Что касается основных экономических показателей, то в 2012 году индекс промышленного производства в республике составил 100 % к 2011 году. Сократилось производство в обрабатывающей отрасли, в первую очередь, за счет снижения объемов в деревообработке, целлюлозно-бумажной промышленности, металлургическом производстве, машиностроении. В основном для экономики региона - лесном комплексе - объемы производства снизились почти по всем направлениям.

            Однако горнопромышленный комплекс, на долю которого приходится 40% промышленного производства в республике, работал в прошлом году успешно. На подъеме была и строительная отрасль: в Карелии зафиксирован максимальный ввод жилья за последние 20 лет - более 195 тыс. кв. метров, что на 9,8% больше, чем в 2011 году. По темпам роста ввода жилья республика занимает второе место на Северо-Западе.

            Словом, рост негативной динамики удалось остановить. Но для того, чтобы динамика стала положительной, надо решать стратегические вопросы поступательного движения вперед. В первую очередь - по созданию условий и механизмов диверсификации экономики республики и повышения инвестиционной привлекательности.

            - Первым шагом к этому стало принятие республиканского закона о господдержке инвестиционной деятельности. На прошедших в конце апреля Днях Карелии в Совете Федерации его высоко оценила спикер верхней палаты Федерального собрания Валентина Матвиенко, которая даже призвала другие регионы взять пример с республики. Этот закон уже начал давать результаты? Стали ли инвесторы активнее проявлять интерес к Карелии?

            - Опыт общения с представителями деловых кругов показывает, что этого закона, действительно, очень ждали. И инвесторы начали приходить в республику еще раньше, только под гарантии его принятия. Назову отрасли, в которых намечены крупные проекты. Это целлюлозно-бумажная промышленность, причем речь идет как о модернизации существующих производств, так и открытии новых. Например, нашли инвестора для Сегежского ЦБК, ведем с ним диалог. Речь идет, в том числе, о возобновлении когда-то нашумевшего проекта "Белый медведь" по производству беленой целлюлозы. Для республики он особенно важен, поскольку позволит перерабатывать не только хвойную, но и лиственную древесину. Сейчас используется лишь малая ее часть для производства современного биотоплива - энергопеллет.

            Среди других проектов, у которых уже есть конкретные инвесторы, могу назвать модернизацию Кемского порта, строительство порта в Беломорске, новый завод по производству минераловатных плит в Кондопоге, новое деревообрабатывающее производство в Костомукше, предприятие по производству пиролизного масла и так далее. Достаточно активно пошли вложения и в сельское хозяйство. Петербургская группа компаний Belousov Group намерена построить в республике молочную ферму и в перспективе - завод по переработке молочной продукции.. Еще один крупный инвестор из Ленобласти - ЗАО "Птицефабрика Синявинская" помимо строительства молочно-товарной фермы на 1 200 голов планирует возродить одну из некогда крупнейших карельских птицефабрик в Кондопожском районе республики, которая на первом этапе будет производить до 6-7 тыс. тонн бройлерного мяса в год с перспективой увеличения мощности до 15 тыс. тонн.

            Всего на начало 2013 года региональный перечень насчитывал 82 инвестиционных проекта, действовало 11 соглашений о предоставлении режима инвестиционного благоприятствования. В прошлом году завершена реализация 13 крупных инвестиционных проектов, что позволило создать 1 тыс. 894 рабочих места. Объём инвестиций составил 32 млрд рублей.

            - Законодательная поддержка инвесторов важна, но не менее важно и развитие инфраструктуры. Например, Карелия газифицирована всего на 4%, это очень низкий показатель. Но дело сдвинулось с мертвой точки - в регионе начался масштабный проект газификации. Каковы предполагаемые объемы инвестиций, что планируется сделать и в какие сроки?

            - Газификация республики - один из важнейших для нас проектов. Первое соглашение с ОАО "Газпром" было подписано еще в 2005 году, но дело застопорилось. Компания выставила несколько жестких, но, на мой взгляд, совершенно справедливых условий по подготовке к выполнению этого проекта со стороны Карелии. К сожалению, выполнены они в то время и в последующие годы не были.

            Когда в июне прошлого года удалось встретиться с председателем правления "Газпрома" Алексеем Борисовичем Миллером - а это была одна из первых моих командировок в Москву в качестве главы республики - он подтвердил, что если наш регион проделает необходимую подготовительную работу, то компания готова начать газификацию Карелии. Мы приложили максимум усилий, решили эту задачу и руководство "Газпрома" свое слово сдержало.

            О том, насколько это действительно масштабный проект, говорят цифры. За предыдущие годы ОАО "Газпром" вложило в Карелию всего около 800 млн руб. В этом году было подписано соглашение о том, что в ближайшие три года объем инвестиций вырастет в разы - до 4 млрд 100 млн рублей. Уже начались работы по газификации Приладожья: к концу года "голубое топливо" придет в Олонецкий район. Всего за три года в республике будут построены почти 470 км газопроводов и разводящих магистралей вокруг Ладожского озера, появятся порядка 78 современных котельных в четырех районах.

            Я убежден, что большая газификация приведет к кардинальным переменам в жизни республики. Возрастет само качество жизни в отдаленных районах Карелии, появятся объективные условия для значительного роста инвестиций в районы и поселения.

            Более того, в ближайшее время намерены начать предметные переговоры о газификации так называемого второго кольца - вокруг Онежского озера. Думаю, что найдем понимание, чтобы создать технические и экономические возможности для газификации территорий вокруг Онего с 2015 года.

            - Не менее серьезным тормозом для развития экономики является и энергозависимость республики. Какие меры предпринимаются, чтобы ее преодолеть?

            - Мы активно подключились к работе по изменению схемы строительства линии электропередачи на 330 кВ, которая проходит транзитом через Карелию с Кольского полуострова на Ленинградскую атомную станцию, что позволит улучшить энергоснабжение республики.

            Ведем переговоры по продолжению строительства малых ГЭС. Первая такая электростанция была введена строй в 2010 году в поселке Ляскеля Питкярантского района. В сентябре планируется окончание строительства еще одной ГЭС в Сортавальском районе. В перспективе возведение еще трех станций, причем эти ГЭС обеспечат электроэнергией те населенные пункты, к которым не подведены внешние сети энергоснабжения.

            Рассматриваем и вероятность возобновления проекта по строительству крупного источника электроэнергии - Белопорожской ГЭС. Он был начат еще в 90-х годах прошлого века, но затем заморожен. Сразу отмечу, что вопрос этот пока открыт, хотя есть потенциальный инвестор, который проектом интересуется. Сейчас ведутся расчеты, анализируется экономическая целесообразность.

            - Еще одним очень перспективным для Карелии направлением является туризм. Ему региональные власти намерены уделять внимание?

            - Безусловно. Карелия находится на третьем месте по туристической привлекательности среди российских регионов, а по активным видам отдыха - на первом. Самым серьезным образом намерены использовать это преимущество: в ближайшее время в структуре правительства появится отдельное ведомство по туризму.

            Карелию посещают около 1 млн 700 тыс. гостей ежегодно. Уверен, это количество можно увеличить как минимум вдвое, но дело не столько в числе гостей, сколько в качестве предоставляемых им услуг, которые в свою очередь способны стать одной из реперных точек экономического роста. Конечно, для этого надо создавать инфраструктуру, чтобы люди не просто приезжали с палатками и байдарками, а имели возможность отдохнуть в хороших гостиницах, отведать национальной кухни, посетить те достопримечательности, доступ к которым сегодня затруднен из-за состояния дорожной сети.

            - Вы больше рассчитываете на турпоток из соседней Финляндии или российских регионов?

            - Мы всем туристам рады. Финские туристы и сейчас с удовольствием приезжают сюда, и не только на Кижи или Валаам. Неплохо развивается сельский туризм, большой интерес вызывает посещение исторических карельских деревень. В Финляндии есть даже своего рода клубы любителей той или иной деревни. Например, в северном Оулу работает Общество друзей деревни Кинермаа. Помню, с каким удовольствием рассказывала о поездках в эту деревню губернатор Оулу во время нашей встречи. Ведь в карельской глубинке можно, например, попариться в бане по-черному: для наших соседей это экзотика, у них такого практически не найти. Разумеется, вот такие "изюминки" Карелии мы обязательно должны предлагать нашим гостям.

            - Карелия активно включилась в разработку федеральной целевой программы по развитию Соловецкого архипелага, несмотря на то, что он находится на территории соседнего региона. Что это даст республике?

            - Согласно нашим предложениям, которые предварительно одобрены Минрегионом России, Карелия сможет получить более 2,5 млрд рублей из федерального бюджета на развитие инфраструктуры Кемского и Беломорского районов. Эти северные территории - ворота на Соловки, через них на архипелаг приезжают до 90% туристов и паломников. В рамках программы в Кеми и Беломорске, как предполагается, появятся новые дороги, гостиницы, базы отдыха. Это - новые рабочие места, толчок для развития других отраслей экономики. Мы на эту программу очень надеемся, ведь за счет собственных средств подобные вложения республике не потянуть.

            - С темой туризма тесно связана и внешняя транспортная доступность региона. Насколько известно, Карелия выступает как один из инициаторов проекта по развитию межрегионального авиасообщения в СЗФО аналогично тому, который сейчас начался в Приволжском федеральном округе. На какой стадии сейчас это начинание?

            - Не так давно состоялось совещание в полпредстве президента в СЗФО. На нем была обозначена сумма, которую с 2014 года планируется выделить для развития авиасообщения в 4 федеральных округах, это 1 млрд 300 млн рублей. В этот список вошел и Северо-Западный округ. Средства будут направлены на дотирование пассажирских перевозок.

            Мы готовимся к этому проекту, завершаем разработку документации по реконструкции аэропорта в Петрозаводске, в том числе взлетно-посадочной полосы. Только на эти в федеральной казне предусмотрено более 700 млн рублей. Кроме того, у нас есть 8 малых взлетно-посадочных полос в районах республики. Сейчас работаем над тем, чтобы их восстановить, там, где это возможно.

            С 6 июня этого года возобновляются авиарейсы между карельской столицей и Санкт-Петербургом. Пока два раза в неделю, но, если будет хорошая заполняемость, то, возможно, впоследствии самолеты станут летать чаще. Надеюсь, это первая ласточка пилотного проекта по возобновлению межрегионального и внутрирегионального авиасообщения.

            В целом все действия, которые мы предпринимаем сейчас, направлены на то, чтобы добиться качественных изменений в экономике и социальной сфере региона. Конечно, это произойдет не завтра и не через год. Но я уверен, что у Карелии есть весь необходимый потенциал для развития.