Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Леспром нарастил прибыль на 300 процентов

Отечественному леспрому за год удалось нарастить прибыль почти на 300 процентов, тогда как еще два года назад отрасль была в убытке.

 Традиционные покупатели нашего леса все больше повышают спрос на обработанную древесину, нежели просто на кругляк. Казалось бы, это хорошо, говорят эксперты, так как стимулирует в России выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако от нас больше нужны "полуфабрикаты", а не готовые товары. А на отечественный рынок потом поступают импортные средства гигиены, медицинские изделия и даже бумага из нашего же сырья.

Бизнес на заготовках

О том, что пока наиболее успешные направления российского леспрома работают на внешний рынок, говорят данные Росстата и ФТС. В 2015 году по сравнению с 2014-м значительно вырос выпуск фанеры, целлюлозы и картона. Вместе с тем вывоз целлюлозы в 2015 году увеличился почти на 12 процентов.

Рост доллара и евро по отношению к рублю позволил увеличить прибыль по некоторым направлениям деревопереработки в восемь раз по сравнению с 2014 годом. "После убытков, понесенных целлюлозно-бумажной отраслью в 2013 году, в 2014 году был получен положительный финансовый результат: 9 миллиардов рублей. Тенденцию закрепил 2015 год - в январе-ноябре сальдо прибылей и убытков превысило 72 миллиарда", - рассказал "РГ" председатель правления Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности ("Бумпром") Владимир Чуйко.

За целлюлозой, картоном и фанерой потянулись на экспорт и другие полуфабрикаты из древесины. Увеличился вывоз за рубеж древесных плит, пиломатериалов. Вот только объемы их производства снизились.

"Древесные плиты российского производства в основном используются для выпуска отечественной мебели. Из-за снижения платежеспособного спроса населения упали объемы производства мебели, и как следствие, потребность в материалах. Наша плита пошла на экспорт", - поясняет глава Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Олег Нумеров. Так что спрос на наши древесные плиты пока в основном обеспечивают страны ближнего зарубежья.

 Пиломатериалы, то есть распиленные продольно круглые бревна, пользуются спросом в Китае, где стимулируется строительство, отмечает генеральный директор Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса Павел Корчагин. "С 2013 года Россия лидирует по объему поставок пиломатериалов на азиатском рынке, отодвинув на второе место Канаду, - указывает эксперт. - Если такая тенденция сохранится, то по итогам 2016 года экспорт продукции лесопромышленного комплекса из Приморья может показать рост на 10 процентов".

Однако товар, который прошел хотя бы минимальную обработку, продавать за рубеж гораздо выгоднее. Для сравнения, за кубометр кругляка в среднем можно выручить 70 долларов, а за тот же кубометр пиломатериалов - уже 130, не говоря уже о шкафах, стульях или обоях.

При таких условиях российский леспром мог бы и дальше наращивать экспорт, перейти к поставкам конечной продукции - бумаги, мебели, деревянных домов, санитарно-гигиенических средств - и существенно увеличить прибыль. Но на внешних рынках от России ждут в основном сырье и заготовки, а обратно стремятся поставлять готовую продукцию. "Отечественная продукция глубокой переработки древесины на том же азиатском рынке испытывает серьезную конкуренцию со стороны других игроков. В прямой борьбе Россия сейчас вряд ли сможет их обойти", - считает Корчагин.

Вместе выгоднее

Сложно отечественным производителям порой конкурировать с зарубежными компаниями и внутри страны. Причина, общая для многих отраслей российской экономики, - серьезная зависимость от импорта.

В лесопромышленном комплексе, как и, например, в сельском хозяйстве и пищепроме, спецтехнику, запасные части, комплектующие приходится покупать за валюту, что снижает прибыль и сдерживает развитие индустрии. "Если бы по этим позициям все было хорошо, наши производители, да и экспортеры, заработали бы несравнимо больше денег, чем сейчас", - отмечает аналитик аграрного рынка Леонид Холод.

Сгладить ситуацию можно за счет открытия совместных предприятий с иностранным участием. Такой опыт есть. Но главный резерв отечественного леспрома, как и других отраслей, отмечают эксперты, - это работа на внутренний рынок. В этом случае вложения в создание собственных высокотехнологичных производств обеспечат развитие.

"В современных условиях получаемую прибыль собственники как плитных, так и мебельных предприятий должны по идее направить на замещение импорта. Предприятиям, работающим с середины 1990-х, необходимо предпринять шаги по техническому перевооружению, повышению конкурентоспособности, внедрению современных эффективных технологий", - говорит Нумеров. Производители должны кооперироваться между собой и со смежными отраслями, развивать специализацию, только так можно конкурировать с западными компаниями, отмечают эксперты.

Нельзя забывать и о кадрах. "Если говорить о лесном комплексе, то там одна из самых маленьких заработных плат, а по некоторым сферам и вовсе накопилась задолженность перед работниками. Поэтому "курсовую" выручку производители могут направить на погашение долгов или повышение зарплаты", - отмечает Холод. Сделать это необходимо, иначе в отрасли просто некому будет работать или она будет крайне неэффективна в силу слабой материальной мотивации людей, подчеркивает эксперт.

Если правильно воспользоваться ситуацией, российская промышленность будет выпускать не заготовки для зарубежной индустрии, а готовую продукцию для российских потребителей. "Задача целлюлозно-бумажной промышленности на ближайшие годы - нарастить объемы производства высококачественной продукции для насыщения внутреннего спроса в области санитарно-гигиенической продукции, упаковки, мелованной бумаги", - считает Чуйко.

Перспектива для картона

Увеличить объемы производства продукции деревопереработки можно за счет расширения ее использования.

Например, сегодня в России в среднем потребляют 52 килограмма бумаги и картона на человека в год, в то время как в странах Евросоюза - в 3 раза больше, в Японии и США - в 4 раза, а в Финляндии - в 6 раз больше.

Целлюлозно-бумажная продукция широко используется во многих отраслях: упаковка в торговле - экологичные бумажные пакеты вместо вредного пластика, обои, гипсокартон - в строительстве, целлюлоза - в текстильной промышленности. Потому с развитием экономики и ростом популярности экологичных товаров потребление бумаги и картона будет только расти. Существенные резервы для увеличения спроса на отечественную продукцию есть и в деревянном домостроении.

Развитие современного деревообрабатывающего комплекса требует больших финансовых вложений. Для их привлечения, прежде всего, потребуется создать в стране условия для предсказуемого ведения бизнеса, считают эксперты.

Необходимо, по сути, заново выстроить систему стратегического планирования и эффективного обоснованного размещения производственных мощностей с учетом наличия сырья, профессиональных кадров и потребностей рынка, указывает Нумеров. Стоит восстановить конструкторские бюро, проектные институты. "Сегодня инвесторы реализуют проекты без надлежащей оценки перспектив, поскольку институты планирования отсутствуют. Производства размещаются в регионах без всяких экономических расчетов и обоснований. Затем выясняется, что сырья, кадров и рынка сбыта нет, а везти продукцию в другие регионы через всю страну невыгодно", - поясняет эксперт.

От государства в отрасли ждут, прежде всего, ясной стратегии на перспективу. "Освоение лесных ресурсов, строительство новых современных предприятий возможно только при непосредственном участии государства в создании необходимой инфраструктуры при реализации крупных инвестпроектов, связанных с глубокой переработкой древесины", - отмечает Чуйко.

"И законодательство в лесном комплексе должно быть стабильным, - считает Корчагин. - Надо определиться один раз с правилами игры и затем их придерживаться. Тогда риски снизятся и инвесторы будут больше заинтересованы в лесной отрасли".