Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Введение ЕГАИС УД никак не повлияло ни на понимание ситуации с незаконными рубками, ни на сами незаконные рубки

Введение ЕГАИС учета древесины и сделок с ней никак не повлияло ни на понимание ситуации с незаконными рубками органами государственной власти, ни на сами незаконные рубки. Об этом однозначно свидетельствуют предварительные данные Минприроды России о незаконных рубках в первом полугодии 2016 года, размещенные 9 августа на сайте министерства.

В сообщении говорится о том, что в Иркутской области за первое полугодие 2016 г. выявлено 1387 фактов незаконной рубки в объеме 575,9 тысяч кубометров (71% от их общего объема в РФ). Соответственно, по всей стране объем выявленных незаконных рубок в первом полугодии 2016 года составляет около 811 тысяч кубометров, что примерно соответствует годовому объему незаконных рубок в 1,6 миллиона кубов.

В этом же сообщении говорится, что "в 2015 г. в РФ выявлено более 17 тыс. случаев незаконных рубок с объемом 1,2 млн куб. м древесины". Напомним, что в 2015 году федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ и созданная на его основе ЕГАИС учета древесины и сделок с ней действовали частично, а с начала 2016 года - уже полностью, без каких-либо ограничений.

Что означают все эти приведенные выше данные об объемах незаконных рубок? А означают они то, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в нашей стране по-прежнему не располагают достоверными данными о масштабах незаконных рубок, их распределении по регионам и причиняемом ими ущербе. Реальные объемы незаконных рубок в нашей стране неизвестны, но экспертно они (в узком смысле - неучтенные, самовольные) обычно оцениваются в 15-25% от общего объема заготавливаемой древесины (что соответствует примерно 40-70 миллионам кубометров в год).

2009 год - это был год спада в российском лесном секторе, соответственно, и объемы заготовки древесины были существенно ниже нынешних. Учтенная заготовка древесины в 2009 году составила 159 миллионов кубометров (в 2015 году - 205 миллионов кубометров). 15-30 миллионов кубометров незаконных рубок в 2009 году составляли бы 9-16 процентов от общей ее заготовки (законной + незаконной). Нет никаких оснований полагать, что доля незаконных рубок в общем объеме заготовки древесины с тех пор снизилась - скорее есть основания предполагать обратное (в связи с нарастанием хаоса в лесном секторе в целом).

Таким образом, если государство выявляет незаконные рубки, соответствующие годовому объему заготовки в 1,2-1,6 миллионов кубометров - значит, оно выявляет лишь от двух до десяти процентов от реальных объемов незаконных рубок, исходя из различных оценок масштабов этого бедствия в стране. Так было и раньше, до введения федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ и ЕГАИС учета древесины и сделок с ней - а это значит, что ни данный закон, ни ЕГАИС практически никак не повлияли ни на осведомленность государства о проблеме незаконных рубок, ни на сами незаконные рубки.

И отдельно напомним, что незаконные рубки в широком смысле слова (согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21) включают в себя не только неучтенные, самовольные рубки, но и рубки с нарушением требований законодательства. Объемы незаконных рубок в широком смысле могут быть гораздо большими - например, львиная доля санитарных рубок при внимательном изучении может оказаться незаконной, а это еще десятки миллионов кубометров в год.