Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Нефть остается «на колесах»?

В первом квартале текущего года, по данным ЦФТО ОАО «РЖД», объем погрузки возрос на 6,5%, что в целом позволило ОАО «РЖД» уже обеспечить выполнение годового плана на 24,3%. Наибольшего прироста по сравнению с первым кварталом 2006 года удалось достичь на Северо-Кавказской (+21,3%), Южно-Уральской (+18,3%), Горьковской и Свердловской железных дорогах (+12,4% и +9,1% соответственно).

В разрезе номенклатурных групп грузов высокая динамика зафиксирована по таким позициям, как уголь (+2,7%), нефтеналивные грузы (+5,6%), черные металлы и железная руда (+12,2% и +4,7% соответственно), лесные грузы (+5%), строительные грузы и цемент (+4,6% и +39,3%). Одновременно высока динамика перевозок зерна и продуктов перемола (+12,1%). Кроме того, на 3,9% возросли объемы перевозки минеральных удобрений, что не может не радовать, учитывая некоторое снижение в секторе перевозок данной номенклатурной группы грузов в прошлом году, вызванное внешними конъюнктурными факторами.

Заметим, что качественные показатели работы также характеризуются положительной динамикой. Производительность локомотива в первом квартале текущего года возросла на 1,4%, участковая скорость увеличилась на 0,2 км/ч, а оборот вагона снизился на 0,27 суток. Все это позволило в целом сократить сроки доставки грузов. Средняя скорость доставки в течение первых трех месяцев года составила 321 км в сутки, что на 22 км в сутки больше, чем за аналогичный период 2006-го. В том числе скорость маршрутных отправок возросла на 21 км в сутки, повагонных – на 28 км, а контейнерных – на 22 км в сутки. Таким образом, среднее время доставки груза в первом квартале 2007-го составило 5,4 суток, что на 0,6 суток меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Что же касается такого показателя качества работы железнодорожного транспорта, как своевременное наличие в нужном количестве необходимого подвижного состава, то с начала года речи о возникающем дефиците не велось. Вероятнее всего, восполнить выбывающий инвентарный парк помогли собственники и арендаторы. По итогам первого квартала уже 37,9% грузов перевозится в приватном парке. При этом доля собственного и арендованного подвижного состава при перевозке нефтяных грузов достигает 66,8% от общего объема перевозок данной номенклатурной группы грузов. При перевозках черных металлов она составляет 37,7%; железорудного сырья – 48%; угля 14,7%; лесных грузов – 38,8%, удобрений и строительных грузов – 68,9% и 23,9% соответственно.

Если рассматривать работу железнодорожного транспорта в разрезе динамики промышленного производства страны, то, опираясь на данные Министерства промышленности и энергетики России, можно предположить, что ОАО «РЖД» в полной мере обеспечивает транспортировку продукции по основным видам производств.

Так, прирост объемов погрузки угля с начала года составил 2,7%. Аналогичным образом возрос и уровень добычи твердого топлива. В то же самое время характерен высокий рост экспорта угля на фоне снижения внутреннего потребления. Как уже отмечалось журналом «РЖД-Партнер», на конец 2006 года остатки угля на складах электростанций существенно превышали нормативный уровень. Теплая зима текущего года усугубила ситуацию, закрыв перед российскими угольщиками возможности увеличения поставок на внутренний рынок. По данным Минпромэнерго, уже на 1-е февраля этого года запасы угля на электростанциях РАО «ЕЭС России» превышали нормативный уровень на 68,2%. К счастью, за рубежом интерес к российскому твердому топливу не угас. Как результат – увеличение экспорта угля в первом квартале 2007-го на 20,7% к уровню аналогичного периода прошлого года.

Аналитики объясняют такое положение дел именно снижением внутреннего спроса в результате теплой зимы, при сохранении высокой конъюнктуры на внешних рынках. Но насколько данная ситуация сможет поддержать российских угольщиков при отсутствии внутреннего спроса? Ведь доля экспорта составляет лишь 33,1% в структуре суммарной его погрузки на железнодорожный транспорт, остальные 67% перевозятся во внутригосударственном сообщении.

Что касается ситуации во второй по значимости номенклатурной группе грузов – нефтеналивных - то здесь по-прежнему сохраняется тенденция минувшего года – объемы перевозок сырой нефти железнодорожным транспортом сокращаются, в то время как объем нефтепродуктов серьезно прирастает, что объясняется высоким уровнем развития системы трубопроводов.

По данным ЦФТО ОАО «РЖД», соотношение погрузки сырой нефти и нефтепродуктов на железнодорожный транспорт в первом квартале текущего года составило 18,5% к 81,9% соответственно. Напомню, что еще в 2004 году доля сырой нефти достигала трети в суммарной погрузке нефтеналивных грузов, а по итогам 2006-го - составляла 22,2%.

То есть российское сырье наконец-то стало более востребовано в родном отечестве. Можно смело предположить, что рост погрузки нефтеналивных грузов (главным образом нефтепродуктов) продолжится и в дальнейшем. А учитывая тот факт, что нефть в последнее время становится неким инструментом политического давления, не исключено, что и сырая нефть останется «на колесах» как альтернативный трубе вариант.

Что касается грузов черной металлургии, то здесь с уверенностью можно констатировать окончание «ценовой войны» угольщиков и металлургов, характерной для 2005 года, и преодоление некоего рубежа стагнации, которая возникла в результате активизации Китая как одного из крупнейших мировых экспортеров черных металлов.

Рост металлургического производства с начала года составил порядка 8%. В частности, производство готового проката черных металлов увеличилось на 10%, на 14,7% возросло производство сортового проката, на 4,4% - листового. По-прежнему наиболее динамично прирастающей позицией остается производство стальных труб – более чем на треть к первому кварталу 2006 года.

Еще более высокими темпами идет погрузка на железнодорожный транспорт продукции черной металлургии (+12,2% к уровню первого квартала 2006 года). Причем важно заметить, что в структуре погрузки данной номенклатурной группы сокращается доля экспорта. Если традиционно черные металлы реализовывались на внутреннем рынке и за рубежом в равной пропорции, то по итогам работы первых трех месяцев этого года доля экспортных перевозок в структуре суммарной погрузки черных металлов снизилась на 5,4 процентных пункта и составила 44,2% от общего объема погрузки грузов черной металлургии.

Стимулом для такой активизации металлургов стал возросший спрос на внутреннем рынке, что объясняется высокими темпами роста в машиностроительной отрасли. Впервые за долгое время аналитики Министерства промышленности и энергетики России констатируют рост фактически во всех секторах машиностроения. Так, если в целом прирост производства машин и оборудования с начала года оценивается на уровне 11%, то рост производства важнейших видов машин еще более впечатляющий: краны башенные - почти вдвое, бульдозеры - более чем в полтора раза, комбайны и краны на автомобильном ходу - на треть. Не хуже обстоят дела в станкостроении: в целом производство станков с начала года возросло примерно на 15%, что специалисты объясняют необходимостью модернизации устаревших производств, а также освоением предприятиями новых видов высокопроизводительного современного оборудования.

Что же касается сектора транспортного машиностроения, то и здесь производство существенно возросло. Например, в части железнодорожной техники, производство магистральных локомотивов - в восемь раз, грузовых и пассажирских вагонов – на 20% и 18% соответственно, а маневровых тепловозов – на 16%.

Кстати, выпуск лесопильных рам увеличился с начала года на 24%, что косвенно свидетельствует о том, что политика государства, нацеленная на преодоление разрыва между добычей и переработкой сырья, отправляемого на экспорт, приносит свои результаты.

Напомним, что с 31 мая прошлого года экспортная пошлина на вывоз круглого леса была поднята почти вдвое – с ?2,5 до ?4 за кубометр. И это не предел. Поэтому увеличение экспортной пошлины на необработанную древесину продолжится и в дальнейшем, вплоть до 2009 года, когда она достигнет ?50 за кубометр.

Результат налицо. Рост в обработке древесины и изделий из дерева с начала года составил около 11%, в производстве целлюлозы, бумаги и картона – порядка 8%. Что же касается железнодорожных перевозок, то их рост зафиксирован на уровне +5%. В то же время экспорт возрос на 7,7%, а его доля в структуре суммарной погрузки лесных грузов достигла 59,8%.

В общем объеме лесных грузов доля круглого леса составила 76%, а на долю пиломатериалов пришлось 14,6%. Однако наиболее ярким событием стало то, что прирост погрузки непосредственно кругляка составил лишь один процент, в то время как объем погрузки пиломатериалов увеличился на 34,3% к уровню первого квартала 2006 года.