Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2867

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Иван Валентик: лесное хозяйство должно вновь стать финансово самодостаточной отраслью

В ходе состоявшегося 26 марта 2018 года в Ижевске первого этапа Национального лесного форума с докладом «Основные направления совершенствования государственного управления лесами в России» выступил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.

Он напомнил, что в соответствии с принятым в 2007 году Лесным кодексом РФ существенная часть полномочий в сфере лесоуправления была передана на региональный уровень, поэтому, в федеральных округах к настоящему времени сформировалась разная система лесоуправления, «и многое в этой системе зависит от внимания главы субъекта к вопросам развития лесного хозяйства».

Часто приходится слышать необоснованные заявления о том, что в РФ 25%, а то и все 50% древесины заготавливается нелегально, но эти данные ничем не подтверждаются, если бы это было в действительности, то такой объем в физическом выражении составлял бы около 110 млн. кубометров. «Сегодня осуществляется жесткий контроль за оборотом древесины, за ее происхождением, есть система ЕГАИС, которая фиксирует любые сделки с древесиной, - сказал Иван Валентик. – В дальнейшем эта система будет совершенствоваться, что позволит еще более сократить объемы нелегальных лесозаготовок».

Немало вопросов, по его словам, связано с актами лесопатологических обследований, в соответствии с которыми затем назначаются санитарные рубки. «До недавнего времени в РФ по фиктивным актам заготавливались значительные объемы деловой древесины под видом усыхающей или погибшей, - отметил он. – Мы приняли 455-ФЗ, который установили принцип двух ключей: любой акт лесопатологического обследования находится на сайте Рослесхоза 20 дней, до того момента, когда начинается рубка, и за этот период можно остановить санитарную рубку, если есть сомнения в ее правомерности».

Именно благодаря этому закону в 2017 году 13% (6124 шт.) актов лесопатологического обследования были отменены и признаны недостоверными, таким образом, было спасено от вырубки 118,4 тыс. га лесов.

Иван Валентик обратил внимание на актуальность вопросов, связанных с лесовосстановлением. «В 2017 году мы впервые обеспечили баланс между лесовосстановлением и сплошными рубками, а это – 945 тыс. га. Безусловно, необходимо еще проверять качество лесовосстановления и ухода за молодыми насаждениями. Информация, поступающая из регионов, свидетельствует о том. что это качество повышается, достигнуты неплохие результаты. В тоже время в РФ  не создана современная инфраструктура, обеспечивающая проведение эффективного лесовосстановления: состояние многих лесных питомников, где выращивается посадочный материал, оставляет желать лучшего. С учетом климатических изменений мы должны переходить от содействия к лесовосстановлению с использованием посадочного материала с закрытой корневой системой».

В ближайшее время будет принят важный закон, касающийся лесовосстановления: при вырубке 1 га леса необходимо будет восстановить 1 га леса в том же субъекте в течение одного года (только в 2017 году безвозвратные потери леса в РФ составили 150 тыс. га).

Иван Валентик также проанализировал основные изменения в лесном законодательстве, произошедшие за последние годы, при этом, он акцентировал внимание на нескольких нормативных правовых актах. Так, 415-ФЗ сформировал систему мер по борьбе с незаконной заготовкой и оборотом древесины, усилил контроль за законностью рубок и происхождением древесины, включая создание ЛесЕГАИС, маркировку древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) при вывозе ее из страны, 27-ФЗ повысил эффективность рыночных механизмов в обеспечении охраны, защиты и воспроизводстве лесов, 353-ФЗ призван реализовывать право граждан на благоприятную окружающую среду благодаря созданию лесопарковых зеленых поясов вокруг городов, 280-ФЗ закрепил за Рослесхозом полномочия по защите, в том числе, в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов РФ в области лесных отношений, усилена юридическая ответственность арендаторов, собственников земель, граждан – за содержание леса, за соблюдение правил пожарной безопасности.

В конце 2017 года принят закон № 417-ФЗ «О лесных конкурсах», направленный на поддержку лесопереработчиков и повышение прозрачности процедур предоставления лесных участков в аренду.

«Особого внимания требует тема интенсификации и устойчивого управления лесами, - подчеркнул Иван Валентик. – Во многих регионах экстенсивная модель развития лесопользования исчерпала себя. В 2017 году были согласованы «дорожные карты» по реализации пилотных проектов по внедрению модели интенсивного использования и воспроизводства лесов на территории Вологодской, Архангельской, Иркутской и Ленинградской областей, в Республике Коми. До 2025 года планируется увеличение количества пилотных проектов до десяти – присоединятся Республики Бурятия и Карелия, Пермский, Красноярский и Хабаровский края».

Несмотря на происходящие изменения в сфере лесных отношений и совершенствование лесного законодательства, предстоит еще решить немало проблем, чтобы создать новую, современную модель ведения лесного хозяйства: «цена за ресурс должна определяться на основе рентного подхода, она должна учитывать капиталовложения бизнеса в лесную инфраструктуру, глубину переработки древесины, что позволит в среднесрочной перспективе увеличить «лесной» доход страны в 2-3 раза». 

«Меры по совершенствованию лесного законодательства серьезно улучшили правовое поле в этой сфере, изменив некоторые вещи системного характера, прежде всего, в экономике лесного хозяйства, можно  далее уже точечно вносить корректировки, поскольку уже многие блоки лесного законодательства нашли системное регулирование», - добавил Иван Валентик.

Он также сообщил о том, что некоторые полномочия в сфере лесных отношений, переданные на региональный уровень, в частности, касающиеся лесоустройства, могут быть возвращены на федеральный уровень: «по лесоустройству регионы сегодня работают не системно, государственный лесной реестр также ведется не лучшим образом – эти блоки необходимо срочно корректировать».