Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1591
Пользователей: 2877

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Срубили на миллионы: аудиторы проверили работу минлеса

В июле 2019 года контролирующие органы завершили проверку эффективности использования лесных ресурсов и бюджетных средств в 2016—2018 годах и истекшем периоде 2019 года и подготовили отчеты. Аудиторы проверили деятельность министерства лесного комплекса Иркутской области, ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», ОГАУ «Балаганский лесхоз», ОГАУ «Иркутсклеспроект».

Первое, что бросилось в глаза аудиторам — не соответствующая законодательству схема министерства лесного комплекса. Согласно нынешнему законодательству, у ведомства нет полномочий создавать территориальные подразделения. Тем не менее подразделения появились и стали заключать договоры купли-продажи лесных насаждений с гражданами для их собственных нужд (статья 30 ЛК РФ), с субъектами малого и среднего предпринимательства(пункт 4 статьи 29.1 ЛК РФ). Договоры аренды участков лесного фонда министерство оставило за собой, но администрирование платежей в бюджет передало подразделениям. А ведь они не являются ни государственными органами власти, ни казенными учреждениями, ни территориальными органами исполнительного органа государственной власти. На практике это приводит к множеству нарушений.

Зачем создавалась такая система внутри минлеса – загадка. Для лучшего управления лесами? – едва ли. Статья 23 Лесного кодекса РФ утверждает, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества. В Иркутской области они есть. Более того, по состоянию на 1 января 2016 агентство лесного хозяйства Иркутской области в своем ведении имело 58 областных государственных автономных учреждений (лесхозов) и одно бюджетное учреждение (ОГБУ «Иркутская база авиационной охраны лесов»).

За последние три года, пока министерством лесного комплекса руководил Сергей Шеверда, ведомство провело оптимизацию подведомственной сети. В результате осталось три действующих областных государственных автономных учреждения – ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», ОГАУ «Иркутсклеспроект», ОГАУ «Балаганский лесхоз» и семь недействующих.

Прекратили существование (юридически, «путем присоединения», а фактически – просто ликвидированы) важнейшие структуры, например, Служба по охране животного мира Иркутской области. Функцию защиты животных взвалило на себя министерство, которое поднаторело в раздаче лесных насаждений под вырубки.

Объем выявленных нарушений составил более 696 миллионов рублей. Основная доля приходится на региональный лесхоз — 640,4 миллиона рублей. На предприятии незаконно занижали доходы, связанные с производством и реализацией товаров, не вели достоверный учет готовой продукции по номенклатуре. Руководящим сотрудникам предприятия начисляли крупные премии без учета критериев эффективности. В нарушение Лесного кодекса РФ и Федеральных законов «Об автономных учреждениях», «О некоммерческих организациях» лесхоз занимался экспортом лесной продукции – при этом подобные организации не имеют права заниматься внешнеэкономической деятельностью. В уставе учреждения написано, что оно обязано предоставлять лесоматериалы жителям Иркутской области, а не КНР.

Нарушая Лесной кодекс и государственное задание, лесхоз проводил санитарные рубки не самостоятельно, а поручал эти работы покупателю. Оплачивались эти «поручения» древесиной, снятой на участках. Фактически, это предоставление участков под вырубку без конкурса и арендной платы. По этим вопросам уже работают следственные органы.

Лесхоз продавал продукцию по очень низким ценам, зачастую в виде неочищенных от сучьев стволов дерева с прикорневой частью и вершиной, а это намного дешевле, чем круглый лес. Более 70% лесопродукции организация продавала вне биржи, хотя там цены формируются выше. Похоже, максимальная эффективность использования лесного сырья не входила в приоритеты учреждения.

Нарушения на сумму 48 миллионов рублей аудиторы нашли в деятельности «Иркутсклеспроекта». Учреждение безвозмездно перечисляло часть денег по договорам с руководителем профсоюзной организации. Одно и то же лицо является и профсоюзным лидером, и членом наблюдательного совета учреждения. Допускались грубые нарушения в вопросах оплаты труда работников, «стоимость» этой оплошности – 10 миллионов рублей.

Планы финансово-хозяйственной деятельности предприятия руководитель менял ежегодно, чтобы подстроить их под фактические показатели. При такой системе предприятие всегда выполняет или перевыполняет план. Наблюдательный совет, который, по идее, должен был контролировать руководство, играл декоративно-прикладную роль.

Дошло до того, что в состав контрольного органа ввели заместителя руководителя учреждения. В нарушение федерального законодательства, положения о министерстве лесного комплекса и устава учреждения, вся деятельность «Иркутсклеспроекта» была направлена исключительно на осуществление коммерческой деятельности и извлечение прибыли. При этом государственное задание учреждение выполняло не в полном объеме.

Нарушения на 7,5 миллиона рублей допустил Балаганский лесхоз. Причина – полное отсутствие плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения в 2018 и 2019 годах. Как в случае с двумя другими учреждениями, лесхоз посвятил себя не выполнению задач, которые перед ним ставило государство, а извлечению коммерческой выгоды.

Каков итог деятельности министерства и подведомственных ему учреждений? Лучше всего его отражают следующие данные: ущерб от незаконных рубок и лесных пожаров за три года составил 31,6 миллиарда рублей, превысил объем налоговых (21,7 миллиарда рублей) и неналоговых (3,2 миллиарда рублей) поступлений в областной бюджет.