Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Письмо российских неправительственных организаций в Минюст о Правилах заготовки древесины

Группа российских неправительственных природоохранных организаций (Гринпис России, WWF России, Центр охраны дикой природы и некоммерческое партнерство "Прозрачный мир") направила письмо Министру юстиции Российской Федерации В.В. Устинову с просьбой отказать в регистрации Правил заготовки древесины, прямо противоречащих требованиям статей 103-106 Лесного кодекса Российской Федерации. Лесной форум Гринпис России приводит текст письма.
24 июля 2007 года
Министру юстиции Российской Федерации Устинову В.В.
Уважаемый Владимир Васильевич!
В настоящее время Министерство природных ресурсов Российской Федерации заканчивает работу над проектом Правил заготовки древесины в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Правила заготовки древесины представляют собой важнейший нормативно-правовой акт лесного хозяйства, от которого во многом зависит как экономическое благополучие лесной отрасли, так и возможность обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Для будущего развития лесной отрасли России, сохранения и рационального использования лесов страны Правила заготовки древесины имеют не меньшее значение, чем Лесной кодекс Российской Федерации.
К сожалению, разработанный Министерством природных ресурсов проект Правил заготовки древесины не обеспечивает выполнение ряда ключевых требований Лесного кодекса Российской Федерации, а по некоторомы положениям прямо противоречит Лесному кодексу (приводимые ниже замечания относятся к версии проекта от 12 июля 2007 г., в утвержденной приказом МПР версии нумерация пунктов и конкретные формулировки могут измениться).
В частности, проект Правил заготовки древесины прямо противоречит требованиям статей 103-106 Лесного кодекса Российской Федерации, касающихся режима использования защитных лесов. В соответствии с указанными статьями, во всех категориях защитных лесов запрещаются сплошные рубки. Исключение делается только для лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, и то только в том случае, если эта проблема не может быть решена с помощью выборочных рубок (ст. 17 Лесного кодекса).
Несмотря на это очевидное требование Лесного кодекса, проектом Правил заготовки древесины предусматривается возможность повсеместного применения сплошных рубок в защитных лесах. Так, в соответствии с пунктом 94 Правил, допускается проведение выборочных рубок главного пользования, выборочных санитарных рубок, и рубок ухода за лесом сверхвысокой интенсивности (при этом не делается никакого исключения для защитных лесов). Пункт 7 Правил поясняет, что рубки сверхвысокой интенсивности - это выборочные рубки интенсивностью более 90(95)%, в том числе с сохранением единичных деревьев, подроста. Таким образом, Правилами допускается проведение в защитных лесах рубок с сохранением лишь единичных деревьев или подроста, с выборкой более 90-95% запаса древостоя, которые при этом будут классифицироваться как выборочные рубки. Фактически разработчиками Правил заготовки древесины произведена подмена понятий: рубки, которые в соответствии с определением, приводимым в ст. 17 Лесного кодекса, д!
 олжны классифицироваться как сплошные, в Правилах заготовки древесины рассматриваются как выборочные, тем самым позволяя заготовителям древесины "обходить" установленные Лесным кодексом запреты на ведение сплошных рубок в защитных лесах.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Правил, к выборочным рубкам относятся и постепенные рубки. Постепенные рубки представляют собой рубки, проводящиеся в несколько (2-4) приемов, каждый из которых представляет собой самостоятельное хозяйственное мероприятие - поскольку приемы рубки разделены интервалами в несколько лет. В соответствии с определениями, приводимыми в ст. 17 Лесного кодекса, все приемы постепенных рубок, кроме заключительного, должны рассматриваться как выборочные рубки, а заключительный прием - как сплошная рубка (поскольку весь остающийся к этому времени древостой вырубается полностью). Таким образом, отнесение постепенных рубок к выборочным также позволяет проводить сплошные рубки (завершающие приемы постепенных рубок) в защитных лесах, где статьями 103-106 Лесного кодекса Российской Федерации проведение сплошных рубок запрещено.
С учетом вышеизложенного, Правила заготовки древесины, разработанные Министерством природных ресурсов, создают условия для прямого нарушения требований статей 103-106 Лесного кодекса Российской Федерации, касающиеся сохранения защитных лесов. Защитные леса выделяются с целью сохранения средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций леса, т.е. для обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Таким образом, положения Правил заготовки древесины, противоречащие статьям 103-106 Лесного кодекса Российской Федерации и способные привести к утрате защитными лесами их целевых функций, прямо нарушают конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 28 Разъяснений о подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 года №88, согласно подпункту 11 пункта 8 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право направлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и иным органам представление об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
В связи с изложенным, убедительно просим Вас принять меры к тому, чтобы разработанные Министерством природных ресурсов Правила заготовки древесины, содержащие перечисленные выше противоречия требованиям статей 103-106 Лесного кодекса Российской Федерации, не прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, и были направлены на доработку.
С уважением,
Координатор Лесной программы Гринпис России А.Ю. Ярошенко
Директор по природоохранной политике WWF Россия Е.А. Шварц
Координатор Лесной программы Центра охраны дикой природы М.Л. Карпачевский
Заместитель директора по экологическим проектам Некоммерческого партнерства "Прозрачный мир" Д.Е. Аксенов