Торговая площадка   Каталог компаний   Новости законодательства   Аналитика   Технологии и оборудование 
Журнал "Деловой лес" Для руководителей | Размещение баннеров и статей

Вход в систему

Логин
Пароль

Напишите, для регистрации

Статистика

Компаний: 1590
Пользователей: 2868

Реклама на сайте

Информеры Информеры
Главная страница » Новости лесной отрасли

Индикативные цены на экспорт леса, которые устанавливает Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России, далеки от рыночных

Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России (СЛРР) пора лишить индивидуального права устанавливать индикативные цены на экспорт лесобумажной продукции. Участники рынка давно отмечают существенную разницу между показателями, разработанными СЛРР, и реальной стоимостью лесоматериалов на мировом рынке. В связи с этим лесопромышленники предлагают государству самому регулировать ценообразование на лесную продукцию.
Тарифы диктуют финны?
Как известно, СЛРР в течение многих лет имеет особую привилегию определять индикативные цены на вывоз древесины, по которым таможенные органы работают на границе. Между тем параметры, предлагаемые этой организацией, не могут быть истиной в последней инстанции. Хотя бы по той причине, что они существенно ниже рыночной цены, по которой древесина реализуется за рубеж фактически (см. справку).
- Мы реально владеем ситуацией на рынке Северо-Запада и знаем истинное положение дел в каждом отгрузочном порту. Поэтому можем предоставить не менее объективную информацию, чем СЛРР диктует таможне, - говорит Денис Соколов, исполнительный директор Конфедерации объединений, предприятий и организаций ЛПК Северо-Запада.
Интересно, что Конфедерация ЛПК Северо-Запада направляла информацию о расхождении данных лично председателю Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Мирону Тацюну. Но получила отписку: мол, индикативные цены разрабатываются рабочей группой и утверждаются госструктурами. Однако, по словам Дениса Соколова, если посмотреть на состав рабочей группы, формирующей эти индикативные цены, то можно увидеть, что в нее входят финские владельцы российских предприятий. Получается, что финны сами же устанавливают закупочные цены на российскую древесину.
Тут уместно вспомнить отраслевой локаут, произошедший два года назад в Финляндии - крупнейшем импортере российской древесины, который принес огромные убытки многим отечественным лесоэкспортерам. Этот кризис с поставками российской древесины, надо отметить, никак не встревожил союз Мирона Тацюна. По словам заместителя председателя СЛЛР Андрея Фролова, "никто из членов союза к нам не обращался и не заявлял о понесенных убытках. Финские коллеги заверили нас в том, что все прежние договоренности остаются в силе".
Тарифы диктуют китайцы?
Между тем весной 2007 года на межведомственном совещании в Чите, которое провели министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев и министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев, прозвучал вывод о том, что несоответствие рыночной цены индикативной способствует теневому лесному бизнесу и существенно сокращает таможенные поступления в бюджет.
Таможня ведет ценовой контроль и ценовую статистику не по реальным данным соседнего с Читинской областью Китая, а по условным и заниженным цифрам, которые называются индикативными ценами. Цена вопроса - порядка 50 долларов в расчете на 1 куб. м с соответствующими потерями бюджета. К примеру, если цена за 1 куб. м круглого леса, рассчитанная методикой СЛЛР, составляет 1760 рублей, то в КНР, по данным УВД Читинской области, этот 1 куб. м реализуется уже по 3090 рублей.
На известном совещании в Сыктывкаре президент РФ Владимир Путин обратил внимание на порочность такой практики, сделав прямое поручение о полном пересмотре порядка определения таможенной стоимости экспортируемой древесины. Прошло полтора года, однако информация СЛЛР используется по-прежнему. И никто не вспоминает о том, что союз Мирона Тацюна - это не независимый арбитр, а сторона, отражающая интересы экспортного бизнеса. Или же не хочет вспоминать?
Лишь единицы говорят о том, что используемый сегодня порядок применения индикативных цен противоречит принятым решениям правительства РФ. Данный документ не прошел соответствующей регистрации в Минюсте России и по этой причине не может рассматриваться в качестве действующего нормативного акта.
У многих участников лесных отношений вызывает сомнение обоснованность наделения общественной организации (в данном случае - СЛЛР) функциями государственного регулирования. Получается, что коммерческие структуры наделены правом определять таможенную стоимость на производимую ими же продукцию! Это как минимум способствует возможному занижению цены. В результате увеличивается вероятность снижения таможенных платежей, а соответственно и поступлений в федеральный бюджет.
А в целом - ставится под сомнение сама эффективность регулирующего воздействия таможенных ставок, направленных на ограничение экспорта круглого леса и стимулирования глубокой переработки древесины, а также увеличения добавленной стоимости на лесобумажную продукцию на территории России.
Из офшоров - в бюджет
Порядок определения таможенной стоимости должен учитывать индикативные цены на соответствующий вид лесопродукции, которые устанавливаются на основе действующих цен в странах-импортерах и информации от них от торговых представительств. При этом в соответствии с поручениями президента РФ таможенная стоимость лесопродукции должна соответствовать уровню фактических цен.
По мнению Дениса Соколова, разумнее всего передать разработку индикативных цен профильным структурам, отвечающим за планомерное развитие отрасли, - Минпромэнерго России, МЭРТ России, ФТС России и МПР России. "Государство как собственник лесных ресурсов заинтересовано в их эффективном использовании. Поэтому должно рассчитывать цены на лесобумажную продукцию по реальным показателям, а не по индикаторам", - уверен исполнительный директор Конфедерации ЛПК Северо-Запада.
Таможенники признают, что Порядок применения индикативных цен при вывозе с территории России лесобумажной продукции, разработанный еще в 1998 году, фактически утратил силу - в связи с утратой силы правительственных постановлений, во исполнение которых он был разработан, и произошедшими с того времени структурными изменениями в профильных госорганах.
Однако таможня продолжает пользоваться информацией, предоставляемой СЛЛР, в части установления индикативных цен. Как стало известно порталу WOOD.RU из статьи Ивана Якубова в "Российской лесной газете", дело в том, что Таможенный кодекс дает право таможенным органам консультироваться с участниками внешнеэкономической деятельности и их профессиональными объединениями по вопросам внедрения более эффективных методов осуществления таможенного оформления и контроля.
При этом таможенники говорят, что при предоставлении соответствующей информации о мировых ценах на лесоматериалы торговыми представительствами РФ за рубежом, а также другими госорганами эти сведения непременно будут использованы для контроля таможенной стоимости. Таможня согласна с тем, что справочная ценовая информация не может служить основой для определения таможенной стоимости вывозимых товаров, и заявляет о готовности участвовать в разработке государственного порядка экспортных цен на лес.
Таким образом, если просьбы участников рынка будут услышаны в высших эшелонах власти, то СЛЛР может в ближайшей перспективе лишиться своего главного рычага влияния на отрасль. Как следствие - лесопромышленники смогут торговать заготавливаемой древесиной по оптимальным ценам, а государство - получать надлежащие ей таможенные платежи, которые сегодня уходят в офшоры.
Справка
Убытки государства - сотни миллионов
Данные Конфедерации ЛПК Северо-Запада, направленные полномочному представителю президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илье Клебанову.
Испания
260 евро за 1 куб. м - реальная цена пиломатериалов в порту (по информации с рынка). Это контрактная цена, по которой испанцы покупают лес у российских лесопильных заводов. Плюс 30 евро за 1 куб. м - доставка до Испании.
178 евро за 1 куб. м - стоимость продажи в Испании, если исходить из индикативных цен Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России.
52 евро за 1 куб. м - разница между индикативной ценой, разрабатываемой СЛЛР, и реальной рыночной ценой.
В год Испания импортирует из России 150 тыс. куб. м хвойных пиломатериалов. Годовая сумма разницы между индикативными ценами СЛЛР и реальной рыночной ценой - 7,8 млн евро. С нее не платятся налоги, прибыль уходит в офшоры.
Великобритания
183 фунта за 1 куб. м - цена продажи хвойных пиломатериалов в Великобритании импортерами покупателям (по информации с рынка).
160 фунтов за 1 куб. м - стоимость продажи в Великобритании, если исходить из индикативных цен СЛЛР ).
23 фунта - разница между ценой, рассчитанной по методике СЛЛР, и реальной рыночной ценой.
В год Великобритания импортирует из России 800 тыс. куб. м хвойных пиломатериалов. 18,4 млн фунтов - годовая сумма разницы между индикативной ценой СЛЛР и реальной рыночной ценой. С нее не платятся налоги, прибыль уходит в офшоры.
Германия
170 евро за 1 куб. м - цена продажи российских пиломатериалов в порту (по информации с рынка). Это контрактная цена, по которой немецкая сторона закупает лес у российских лесопильных заводов. Плюс 20 евро за 1 куб. м стоит доставка до Германии.
136 евро за 1 куб. м - стоимость продажи в Германии, если исходить из индикативных цен СЛЛР.
34 евро - разница между ценой, рассчитанной по методике СЛЛР, и реальной рыночной ценой.
В год Германия импортирует из России 530 тыс. куб. м хвойных пиломатериалов. 18,02 млн евро - годовая сумма разницы между индикативной ценой СЛЛР и реальной рыночной ценой. С нее не платятся налоги, прибыль уходит в офшоры.